на главную страницу

к началу раздела

Дейнека О. С. Экономическая психология: Учеб. пособие. — СПб: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2000. — 160 с. — С. 55 - 69.

МОДУЛЬ 3

ДЕНЬГИ, ФИНАНСЫ, БИРЖИ, НАЛОГИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Деньги — необходимый атрибут функционирования экономики в современном мире. При эффективном выполнении своих основных функций (мера стоимости и средство обращения, средство накоплений и сбережений и средство платежа) деньги стимулируют экономический и социальный прогресс. Разносторонность денег как фактора детерминации абстрагированных межличностных процессов экономического обмена делает их психологизированным явлением.

Экономическая природа денег очень тесно связана с психологическими аспектами хозяйствования. Факторы и закономерности отношения к деньгам рассматриваются в Блоке 7.

Еще больше психологизирована сфера финансов и деятельность бирж, изучению которых посвящен Блок 8.

Финансовая система теснейшим образом связана с налоговой системой В блоке 9 уделяется внимание поведению налогоплательщика и его отношению к налоговой системе— важнейшей форме экономической власти, призванной регулировать социально-экономические процессы, контролировать доходы и перераспределять богатства.

БЛОК 7

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ И "ДЕНЕЖНОЕ" ПОВЕДЕНИЕ

Цели

В этом блоке будут рассматриваться различные подходы к психологическим проблемам, касающимся денег, факторы и компоненты отношения к ним, что позволит Вам:

Несмотря на все большую актуальность и прикладную важность, а также "эксклюзивность" этой темы в экономической психологии, психологические аспекты денег до сих пор являются малоразработанными. В зарубежной психологии имеется ряд различных и не связанных между собой исследований восприятия монет и банкнот, отношения людей деньгам, а также несколько теорий о происхождении убеждений и поведения, касающихся денег. Единой логически последовательной теории или исследования данной проблемы пока нет.

Деньги как объект психологической оценки

Экономические теории в основном исходят из "безликости", "одинаковости" денег. Психологи, напротив, считают, что любые суммы денег, представленные в той или иной форме, являются объектом психологической оценки, и она оказывает сильное влияние на функционирование данной конкретной суммы. Так, восприятие денег субъективно, и оно влияет на их использование. Неодинаково расходуются крупные и мелкие купюры: крупные скорее ассоциируются с накоплением, а мелкие — с потреблением. Например, чтобы не разменивать крупную купюру, человек может поступить нерационально и не купить нужную или более дешевую вещь, а на мелкие деньги может купить больше, чем планировалось. Несоответствие субъективной оценки денег их номиналу проявляется и в разном отношении к новым и старым деньгам в период денежного реформирования. Человек может проиграть в расчете ради обладания новыми деньгами или сделать нерациональную покупку, чтобы избавиться от старых денег, несмотря на одинаковые правовой статус и номинальную ценность монет и купюр старого и нового образца в данный период исторического времени.

Психологическая "окраска" денег связана с источником происхождения конкретной суммы. Бережному и экономному отношению к заработной плате часто противостоит расточительное отношение к неожиданному доходу, например, премии, и особенно к каким-либо незаслуженным деньгам. При исследовании возрастной клептомании обнаружилось, что украденные деньги чаще тратятся на неблаговидные дела, чем полученные от родителей деньги. Нечто подобное в своем экономическом поведении могут демонстрировать фирмы и организации и даже правительство.

Отношение к деньгам зависит и от конкретных целей их использования. На этом эффекте основано так называемое "отмывание" денег, создание различного рода благотворительных фондов и спонсорских программ и отчисления от прибыли сомнительного происхождения.

Различные психологические оттенки использования имеют и разные денежные формы (наличность, векселя, облигации и т.п.), а также способы наличного и безналичного расчета (чеки, электронные карточки).

Использование денег регламентируется психосоциальными нормами и социальными ценностями. Например, по отношению к подарку, выраженному в денежной форме, проявляются другие ожидания, поскольку деньги девальвируют ценность акта дарения. Если дарят деньги, то в два раза больше цены планируемого подарка. Психосоциальные нормы использования денег меняются со временем. Так, неприемлемые прежде брачные контракты, страхование жизни, сдача крови за деньги и т.д. в настоящее время не осуждаются, а, например, одалживание денег знакомым под проценты считается непредосудительным.

Задание

Приведите наглядные примеры, доказывающие, что деньги необходимо рассматривать с психологической точки зрения. Как психологи опровергают выражение "деньги не пахнут"?

В ответе следует применять примеры влияния восприятия денег, источников происхождения и конкретных целей их использования, социальных ценностей и норм и других психологических причин различи циркулирования денег.

Макроэкономические исследования психологического аспекта денег

Можно говорить о макро- и микроэкономическом подходах к проблемам психологического исследования денег. В отличие от экономистов, скорее заинтересованных в обобщении данных о деньгах на макроуровне (страны, регионы), психологи в большей степени интересуются индивидуальными и групповыми различиями в отношении к деньгам. Тем не менее, известны примеры выполненных психологами макроэкономиче исследований. Так, в исследовании Р. Линна было обнаружено на примере сорока трех стран, что степень ценности денег для жителей страны связана с показателями ее экономического роста, т. е. важность денег в жизни людей стимулирует их экономическую активность и экономический прогресс страны (Lуnn R. The Secret of Miracle Economy: Different national attitudes to competitive money. London, 1991.). Было обнаружено также, что когда деньги в достатке, люди начинают воспринимать их как меньшую ценность.

В другом исследовании, выполненном Дж. Хичкоком и Р. Манро, сравнивался средний доход на душу населения в 84-х странах и средний размер денежных знаков в стране (Hitchcock J.,Munroe R.,MunroeR. Coins and countries' the value hypothesis // Journal of Social Psychology. 1976 Vol. 100). Статистически надежный результат корреляционного анализа состоял в том, что в странах с меньшим доходом купюры и монеты были большего размера, в чем в странах с высоким доходом.

Видимо, проявлялся компенсаторный механизм на уровне страны, нацеленный на преодоление комплекса неполноценности. Комплекс неполноценности — переживание собственной недостаточности, которое, будучи неприятным, вытесняется в бессознательное и компенсируется деятельностью по достижению разного рода успехов — реальных и мнимых. Содержательный признак — отсутствие богатства — компенсировался формальным признаком (мнимым успехом) — величиной купюры.

Макроэкономическая дискредитация денег, порождаемая политэкономическими ошибками и ситуацией кризиса отечественного рынка в канун перехода во второе тысячелетие — феномен, требующий экономико-психологического анализа и пример отрицательного опыта для м вой экономики.

Затянувшаяся проблема российского рынка — разорванность функционирования денежного и товарного элементов классического "Товар — Деньги — Товар" и "Деньги— Товар— Деньги" обращения. Промышленность жила без денег из-за непосильной ставки кредитования, а банки не имели обратной информации о том, сколько надо денег экономике без оптимального кредитования. Дефицит денег и доминирующий бартер, взаимозачеты в отечественной промышленности стали одним из источников криминальной экономики, разрушающей, в свою очередь, нормальное функционирование налоговой системы. Таким образом, парадоксальные симптомы нерегулируемого, корумпированного и однобоко-посреднического рынка — необеспеченность денег товаром (отечественным товаром в следствии коллапса своей промышленности) и дефицит денег (отечественный товар продвигался в русле взаимозачетов).

Исследование деформаций в экономическом сознании, вызванных оторванностью денег от производства, т. е. от их стабилизационной базы, является одной из важнейших экономико-психологических задач макроуровня. Когда в деньгах минимизирована или вовсе потеряна доля реального (производящего) труда, тогда доминирует представление о них, как о явлении, которое порождает самое себя.

Психологическими последствиями этого феномена становятся, во-первых, гипертрофированная вера в финансовые игры, случай, финансовую удачу, мгновенное обогащение. Во-вторых, минимизация стабилизационной составляющей денег приводит и к избыточной потребительской активности (деньги нужно сейчас же потратить), сниженному финансовому самоконтролю хозяйствующего субъекта на всех уровнях (от семьи до правительства). В-третьих, усиливается ощущение непредсказуемости, неподвластности человеку (его контролю) экономических процессов и спровоцированной этим перманентной тревоги, переходящей в безысходность.

На уровне правящей элиты такое отношение к деньгам опасно психологической ориентацией на сиюминутный экономический интерес, а не на будущее, на неоправданные траты и разворовывание, а не на сбережение и накопление, на личные и локальные выгоды, а не на доходность экономики страны в целом. Все это тормозит вложение в производственно-технологическую базу экономики государства. Стихия первичного накопления капитала в основном при торговых операциях и махинациях с бюджетными деньгами притупила чувство ответственности и экономической опасности. Принижение (в том числе и в средствах массовой информации) возможности участия реальной (производящей) экономики в жизни государства свидетельствовало (до августовского кризиса 1998 г.) о недостатке проявления ответственного профессионализма элиты.

Экономико-политический статус государства в значительной степени отражается в его денежной единице. Она — некий конкретный (и соотносительный) показатель благополучия экономики и доходности страны.

Негативными составляющими отношения к деньгам ее граждан выступают проявления недоверия к своей денежной единице, снижение ее авторитета, отражение зависимости рубля от доллара. "Денежный менталитет населения непатриотичен, и это закрепилось в лексике (есть твердые валюты и "деревянный" рубль). Даже идея такой психологически оправданной в данном контексте, хотя и палеативной меры, как введение золотых червонцев, не вызвала активной поддержки, так как есть альтернативная валюта — доллар.

Позитивными компонентами экономического сознания и, в частности, отношения к деньгам стали, согласно нашим исследованиям, возросшая значимость денег и усиление мотива сбережения. Но их благотворное влияние на оздоровление экономики весьма ограничено из-за того, рубль не воспринимается как средство сбережения и накопления. Отсутствие стабилизационной базы в деньгах трансформируется через … цию в психологию расточительной безхозяйственности.

В качестве стабилизирующих экономику мер в кризисные период США и многих странах Западной Европы применялись, например, метод координации усилий хозяйствующих субъектов посредством различи форм государственного регулирования цен (Маневич В О закономерностях становления рынка // Вопросы экономики, 19…., № 3). Так, в частности, устанавливались гарантированные государством минимальные закупочные цены. Позитивная психологическая роль определенности проявляется здесь в том, что сам факт гарантированных цен в кризисный период стимулирует больший рост производства, чем ожидание высоких рыночных цен.

Задание

1. Приведите примеры выполненных психологами макроэкономических исследований отношения к деньгам. Каковы их результаты?

2. Назовите психологические последствия минимизации в день производительного труда.

Вклад классических направлений психологии в изучение феномена денег

Предпосылки развития психологических исследований феномена денег на уровне личности можно найти в классических подходах психологии: в психоанализе, бихевиоризме, в теории развития Ж. Пиаже, в работах когнитивистской ориентации. Психоаналитическая теория денег З. Фрейда рассматривала влечение к деньгам как следствие подсознательных процессов накопления, начинающихся еще в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство. Это дает маленькому ребенку определенную власть над собственными родителями, так как дефекация, произведенная должным образом, радует родителей, в противном случае они сердятся. Такие аспекты анального поведения со временем превращаются в экономическое поведение. Из анально сдержанного ребенка (получающего удовольствие от задержки дефекации) вырастает бережливый взрослый, а из анально несдержанного (получающего удовольствие от процесса дефекации) вырастает транжира.

Бихевиористские теории касались того, как деньги становятся условным подкреплением. Прежде всего, это исследования на животных и эксперименты на людях в клинике. Крысы и приматы довольно быстро научались реагировать на фишки или другие поощрительные стимулы, которые можно было обменять на любую еду и которые, таким образом, моделировали функции денег. Сходство в поведении животных и человека, работающего за деньги, позволило Б. Скиннеру утверждать, что деньги — это лишь обобщенное условное подкрепление, связанное со множеством товаров и услуг, которые могут служить в качестве безусловного подкрепления.

В рамках двух других упомянутых подходов предпринимались попытки поиска более частных закономерностей и механизмов отражения денег: так, когнитивисты стремились выявить мыслительные механизмы денежного поведения, а девелопменталисты (девелопментализм — теория развития) делали акцент на стадиях развития восприятия денег и отношения к ним.

Типы и акцентуации личности в контексте использования денег

Попытки описать типы личности и характерные признаки поведения в зависимости от того, как люди относятся к деньгам, предпринимались в клинических исследованиях (См Lewis A,Webley P,Furnham A. The new economic mind the social Psychology of economic behavior New York, 1995).

Наблюдая за больными людьми и изучая их истории болезни, клинические психологи выделили следующие главные символические факторы, связанные с деньгами: безопасность (у людей, стремящихся к деньгам ради безопасности, страх быть оскорбленным или отвергнутым перерастает в параноический страх быть ограбленным); сила (для людей, ориентированных на силу, деньги есть сила, которой они не имели в детстве, следствие преодоления барьера между собой и угрожающим миром); любовь (для тех, у кого деньги — символ любви, нарушены процессы о…ального обмена в сторону утрирования возможности и необходимости покупать или продавать любовь и дружбу, использования денег и …ков как знаков любви); свобода (деньги могут выступать как источник свободы от других и власти над ними).

В другом исследовании были рассмотрены некоторые виды неврозов, связанных с такими формами поведения, как оплата налогов, составление завещания, накопление, использование кредитных карт, а также разработана классификация денежных комплексов и выделены следующие "денежных" типов личности.

"Скряга" копит деньги, что само по себе является увлекательным него. Он часто испытывает страх потери (денег, вещей, запасов, ресурсов, фондов) и страх недоверия к нему со стороны окружающих. Скряга испытывает удовольствие не от денег как блага, а от защищенности с помощью денег.

"Транжир" демонстрирует компульсивное (навязчивое) и бесконтрольное поведение в отношении своих расходов, особенно в момент депрессии, ощущения своей незначительности и чувства отверженности. Тратоголизм — его короткоживущая отдушина, которая в итоге приводит к чувству вины.

"Денежный мешок" полностью захвачен зарабатыванием денег, которые рассматриваются как лучший способ добиться могущественного статуса и одобрения окружающих. Он уверен, что чем больше денег он имеет, тем больше возможность управлять окружающим миром, и тем более он будет счастлив.

"Торгаш" навязчиво охотится за дешевкой, даже если она ему не нужна, потому что получение вещей за меньшие деньги обеспечивает чувство превосходства. Он чувствует себя раздраженным и подавленным, если ему приходится платить ту цену, которую спрашивают.

"Игрок" чувствует себя бодрым и оптимистичным, принимая в.. ощущения власти, которое приносит выигрыш, и его ожидание компенсирует риски проигрыша, а остановка в цепи поражений и побед воспринимается как жизненное затруднение.

Выявленные на клиническом материале особенности отношен деньгам и "денежного" поведения представлены и в норме в виде …мерного усиления или акцентуаций отдельных его характерных черт свидетельствует об избирательной уязвимости личности к определенного рода психогенным воздействиям при хорошей устойчивости к другим. Таким образом, в норме не всегда демонстрируется адекватное отношение к деньгам и поведение, оно может быть утрированно, акцентуировано.

Описанные акцентуации "денежного" типа личности проявляются в различных контекстах межличностного общения и прежде всего в семейных отношениях, а также в отношениях между людьми на работе.

Как нечто конкретное, легко подсчитываемое, деньги и проблемы, вязанные с ними, легко маскируют конфликты и проблемы психологической природы. Ссоры из-за денег, доходов, расходов, приоритетов в покупках служат защитным барьером от глубинных тревог, страхов, опасений, чувства одиночества, комплексов неполноценности. Споры и ссоры по поводу денег — часто отводной клапан для отрицательных эмоций и проблем, особенно тех, которые не впускаются в сознание, чтобы не обдумывать и не обсуждать их.

Задание.

1.Ответьте устно, но искренне, на следующие вопросы, предлагаемые психотерапевтом А.М.Полеевым:

  1. охватывает ли Вас желание что-то купить, когда у Вас тяжело на душе?
  2. испытываете ли Вы чувство тревоги или вины, когда тратите деньги на себя, хотя при этом на близких людей Вы можете тратить деньги щедро и от души?
  3. приводит ли Вас в ужас мысль о том, что Вы можете утратить свои сбережения, хотя у Вас постоянный заработок?
  4. предпочитаете ли Вы сохранять сложные любовные или супружеские отношения из страха, что в одиночку не сможете обеспечить себя материально?
  5. покупаете ли Вы своим близким и друзьям дорогие подарки, даете ли Вы им деньги взаймы только потому, чтобы окружающие больше любили и уважали Вас?

2. Какие психологические символы денег отражены в данном опроснике?

Если какой-то вопрос вызвал у Вас неприятные чувства, значит он затрагивает Вашу личностную проблему. Утвердительный ответ хотя бы на один вопрос свидетельствует о связи денежных конфликтов с психологическими. В том, как человек обращается с деньгами, находит отражение его отношение к себе и, в особенности, — к любви и любимым.

В опроснике отражаются деньги как символы любви, безопасно силы и свободы.

Факторы, влияющие на отношение к деньгам.

Экспериментально-психологические исследования феномена денег пока не многочисленны. Применяя специальные измерительные метод ученые выявили многозначность отношения к деньгам: деньги — это мерило удачливости и благополучия, оценка успешности деятельности человека; это одновременно и социально приемлемый атрибут бытия, и объект презрения, даже моральное зло; деньги выступают как способ обеспечения комфорта и, наконец, деньги — это консервативная коммерческая ценность.

Относительно систематические и представительные экспериментальные исследования, позволяющие судить о содержательных и структуре характеристиках отношения к деньгам, а также влияющих на него фактоpax, были стимулированы созданием К.Ямаучи и Д.Темплером в 198.. психометрической шкалы отношения к деньгам (Money Attitude Scales) а затем ее популяризацией выполненными в 1984 г. в Великобритании следованиями А.Фенэма (Furnham A. Many sides of the coin the psychology of money usage // Personality! Individual Differences 1984. Vol. 5.). Подтвердилась многозначность понятия денег, были выделены факторы отношения к деньгам (используем в дальнейшем аббревиатуру МА — Money Attitude, денежные аттитюды; термин "аттитьюд", или "социальная установка" используется для обозначения cy6ъективных ориентации индивидов как членов группы или общества на те иные ценности и предписывающих определенные социально принятые способы поведения).

К факторам, влияющим на МА и "денежное" поведение, относят возраст, социальное окружение, экономическое положение, личности особенности и др.

Половые различия были обнаружены в работах разных авторов. У мужчин выявлена тенденция придавать деньгам повышенную ценность. Они оказались более компетентными в обращении с деньгами и более склонны к риску в целях их приобретения. Женщины же выражают более сильную фрустрацию (состояние переживания препятствия на пути достижения цели) по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет.

Мальчики и юноши проявляют большую по сравнению с девочками и девушками способность накапливать, чтобы купить со временем какую-нибудь важную вещь. Результаты наших исследований петербургских школьников показали, что у мальчиков в отличие от девочек более выражена способность к финансовому самоконтролю, что хорошо согласуется с ожидаемой от них в будущем ответственностью в экономической сфере жизни, традиционной ролью мужчины в семье как "добытчика", главного кормильца.

С возрастом связана способность планировать бюджет и соотношение мотивов потребления и накопления (увеличивается накопление на случай болезней и других неприятностей). Результаты наших исследований показали, что женщины в большей степени, чем мужчины, а молодежь, нежели зрелые и пожилые, используют траты, покупки как фактор самоуспокоения, психотерапии.

Мало изучено влияние на МА личностных особенностей. Оказалось, что устойчивые экстраверты (личности, обращенные больше на окружающий мир) относятся к деньгам более открыто, комфортно, беззаботно, чем устойчивые интроверты (фиксированные на явлениях собственного внутреннего мира).

С низкой самооценкой и неуверенностью в себе оказалось связано и слишком ограничительное поведение и, напротив, транжирство. Было показано также, что моты и транжиры менее уверены в себе, имеют более низкую самооценку, чем типичные потребители.

Согласно результатам исследования другого автора, люди, придерживающиеся в денежной этике вещизма и накопительства, менее удовлетворены жизнью, чем те, у кого превалируют духовные и социальные ценности.

Задание.

1. Назовите факторы, влияние которых на отношение к деньгам экспериментально подтверждено.

2. В чем состоят половые различия денежных аттитюдов?

3. Какие особенности "денежного" поведения чаще проявляются у людей с заниженной самооценкой?

Следует упомянуть о двух исследованиях с социально-психологическим акцентом.

Оказалось, что недельный доход (а в условиях нашей страны месячный заработок), влияет на восприятие человека человеком. Богатых людей принимают как относительно здоровых, счастливых и хорошо приспособленных, бедных— как неприспособленных и несчастных. Следовательно, материальное положение, экономический статус влияет на образ человека в глазах других.

Деньги, доход— закрытая тема. По данным исследования К. Рабинстайн, выполненного для журнала "Psychology Today" и охватившего более 20000 респондентов, 57% опрошенных считают благоразумным скрывать свой доход от семьи и друзей. Что касается разглашения своего дохода, то 97 % были готовы разгласить сумму своему супругу; 52 % - родителям; 44 % - друзьям; 29 % - сотрудникам; 18 % - братьям и сестрам. Процент респондентов, скрывающих свое финансовое положение, увеличивается с ростом дохода. И еще одна социально-психологическая закономерность была выявлена Рабинстайном, а именно: чем больше источников дохода в семье, тем больше разногласий по поводу трат и вкладов3

Задание

1. Попробуйте объяснить, почему в меньшей степени люди склонны разглашать сведения о своем доходе братьям и сестрам, чем другим родственникам и коллегам?

2. Объясните, привлекая свой жизненный опыт, феномен, проявляющийся в том, что с увеличением количества источников доходов в … усиливаются разногласия по поводу трат и вкладов? Срабатывает ли подобная закономерность на уровне коллектива работников фирмы?

Отношение к деньгам в разных социальных группах

Если в западноевропейской и американской науке тема денег в психологии считается малоисследованной областью, то в отечественной психологической науке она специально не разрабатывалась. До перестройки эту тему затрагивали лишь в разделах промышленной и социальной психологии, посвященных материальному стимулированию.

Начиная с 1993 г. нами регулярно проводятся исследования МА представителей различных социальных групп. Чтобы сравнить влияние фактора культуральных различий на МА и фактор принадлежности к определенному социальному слою, мы исследовали преподавателей государственных университетов в России и Канаде. Оказалось, что представители бюджетной интеллигенции обеих стран практически одинаково относятся к деньгам, т.е. фактор классовой принадлежности перекрывает фактор культурно-территориальных различий: в обеих группах деньги — периферический фактор жизни, ее инструментальная сторона, средство, а не цель. ("Handbookof Economic Psychology /Ed. by W.F. van Raaij, G.M. van Veldhoven, K.-fl Warneryd. Dodrecht; Boston; London, 1988)

В другом исследовании мы сравнили степень влияния на МА фактора принадлежности к классу (или слою) с таким фактором как уровень дохода, соотнося МА представителей бюджетной интеллигенции, высокооплачиваемых служащих частных банков и предпринимателей малого бизнеса (челночники, владельцы маленьких магазинов и посреднических фирм) (Deineka O. S. Attitudes to money and entrepreneurship // Psychology in a changing Europe.The first East-West Conf. in General Psychology/ Ed. by N.Foreman. Leicester., 1996). МА у банковских служащих и представителей бюджетной интеллигенции оказались сходны; и те, и другие — наемные работники интеллектуального труда, но с разным доходом. В жизни предпринимателей малого бизнеса деньги оказались значительно более важной реальностью.

Для предпринимателей это не просто фактор труда, как у банковских служащих, но и цель предпринимательской активности и ее стимул: больше прибыль, больше оборот капитала. Кроме того, это фактор безопасности и надежности дела, фирмы. Жесткие условия неразвитого рынка, незащищенность со стороны закона требуют от мелкого предпринимателя автономии, самостоятельности и самосохранения, для обеспечения которых важны деньги.

Предприниматели в большей степени, чем представители других групп, осознают деньги как фактор влияния на людей и форму власти. При этом, как показали данные, они испытывают большую зависимость от денег. Предприниматели осуществляют постоянный контроль за своими деньгами, всегда знают содержимое своего кошелька и сбережения, отдавая приоритет наличности. Реже используют деньги в качестве терапии, редко транжирят, бросают деньги на ветер. Деньги рассматриваются предпринимателями и как предмет гордости.

Отношение к деньгам является важным компонентом экономического сознания групп и конкретных людей. Деньги могут выступать и целью, и средством. Влияние фактора классовой принадлежности перекрывает влияние уровня дохода и культуральных различий на отношение к деньгам.

Контрольное задание

1. Влияет ли собственность и доход человека на его восприятие другими людьми?

2. Каковы особенности отношения к деньгам у предпринимателей?

3. Какой из двух факторов в большей степени влияет на денежные аттитюды — уровень дохода или принадлежность к социальному слою? Почему?

 

на главную страницу

к началу раздела

Hosted by uCoz