на главную страницу              к началу раздела

Семенов М.Ю. Представленность денег в образе мира (статья) // Сибирский психологический журнал. – 2000. – Вып. 12. – С. 66-67.

 

Представленность денег в образе мира.

 

Как определяет А. Н. Леонтьев, “… всякая вещь первично положена объективно — в объективных связях предметного мира; что она — вторично — полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании (в своих идеальных формах)… Мы действительно строим, но не Мир, а Образ, активно "вычерпывая" его, как я обычно говорю, из объективной реальности… У человека мир приобретает в образе пятое квазиизмерение. Оно ни в коем случае не есть субъективно приписываемое миру! … Предметный мир выступает в значении, т. е. картина, мира наполняется значениями… В картину мира входят невидимые свойства предметов: а) амодальные — открываемые промышленностью, экспериментом, мышлением; б) "сверхчувственные" — функциональные свойства, качества, такие, как "стоимость", которые в субстрате объекта не содержатся. Они-то и представлены в значениях! … Здесь особенно важно подчеркнуть, что природа значения … во всей совокупности человеческой практики, которая в своих идеализированных формах входит в картину мира”[2].

Роль денег в жизни человека с точки зрения психологии, или их представленность в образе мира (по А. Н. Леонтьеву), можно определять не только в качестве значений, но и в соответствии с другими психологическими образованиями. Это могут быть ценностные ориентации, жизненные ориентации (Низовских Н. А.), семантические пространства (Артемьева Е. Ю., Петренко В. Ф.), личностные конструкты (Франселла Ф., Банистер Д.), ассоциативные связи и т.п.

Существует достаточно отработанный методический аппарат, позволяющий раскрывать связи, в которых находятся деньги по отношению к другим рядоположенным объектам или явлениям в образе мира. Раскрытие этих связей предполагает некоторую интеграцию различных психологических структур (ценности, жизненные правила, семантические пространства, личностные конструкты, ассоциативные связи) относительно задач целостного описания представленности денег в образе мира у человека.

“Психические явления, — как пишет С. Л. Рубинштейн в работе “Бытие и сознание”, — связаны со всеми явлениями жизни, со всеми сторонами и свойствами материального мира. В различных связях они выступают в различном качестве: то как рефлекторная высшая нервная деятельность, то как идеальное в противоположность материальному или как субъективное в противоположность объективному. Чтобы всесторонне и верно раскрыть природу психического, необходимо исходить не из абстрактно-всеобщего понятия психического, с самого начала односторонне фиксируя его в том качестве, в каком оно выступает в одном каком-нибудь отношении, надо обратиться к конкретному изучению психических явлений, взять их во всех существенных связях, выявить разные характеристики, соотнести эти характеристики в соответствии с объективной логикой тех связей и отношений, в которой каждое из них выступает. Таков отправной путь подлинно научного исследования, единственно возможный для того, чтобы преодолеть различные “точки зрения”, произвольные в своей односторонности” [5].

Задача по раскрытию связей и отношений денег с другими элементами образа мира, можно сказать, обратная обычной психологической, когда требуется интегрировать (реконструировать) мир относительно какой-либо психологической функции. Например, вводится понятие мотива (психологическая функция), а затем мир человека выстраивается относительно этой функции, и получается структура мотивов человека. То есть, мир человека рассматривается с точки зрения мотива. Мы же ставим фактически обратную задачу: рассмотреть образ мира (внутреннее образование) с точки зрения денег (внешнее образование).

Такая постановка задачи, очевидно, предполагает и группировку людей по критерию различной представленности денег в образе мира, поиск взаимосвязей с социально-демографическим, профессиональными, личностными, социально-психологическими и прочими характеристиками. Это можно назвать структурной задачей. Для ее решения применима в качестве статистической процедуры таксономия — математическая процедура распознавания образов [7].

Другим немаловажным вопросом является и то, какие процессы и механизмы определяют формирование индивидуальных и групповых особенностей в отношении к деньгам. Это можно назвать генетическим аспектом изучения образа мира.

Предварительные исследования в данном направлении проводились на кафедре прикладной психологии Омского госуниверситета в 1997-99 годах. С помощью модифицированной методики М. Рокича в результате обследования 4-х социально-возрастных групп мы получили сведения о различиях в иерархии ценностных ориентаций (см. таблицу).

Таблица. Результаты изучения иерархии ценностных ориентаций (ЦО) по модифицированной методике М. Рокича.

Группы \ ЦО

деньги

здоровье

семья

работа

друзья

любовь

свобода

развлеченье

молодежь

2

1

5

4

6

3

7

8

женщины

4

2

1

3

5

6

8

7

мужчины

4

1

2

5

3

6

8

7

мужчины-заключенные

7

1

2

6

5

3

4

8

вся выборка (среднее значение)

3

1

2

4-5

6

4-5

7

8

Анализ данных показывает, что налицо наличие взаимосвязи между местом денег в структуре ценностных ориентаций и социально-возрастными характеристиками испытуемых.

Дальнейшая работа проводится в направлении разработки новых методик для изучения характеристик образа мира, построение моделей образа мира, сопоставление результатов измерений на различных объектах.

Литература.

1.      Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. — М., 1980. Н.А. Некрасова, 2003. – С. 115-117.

2.      Леонтьев А. Н. Образ мира. // Избранные произведения. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983.

3.      Низовских Н. А. Психологический анализ жизненных ориентаций личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. — М., 1998.

4.      Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. — М., МГУ, 1988.

5.      Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957.

6.      Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. — М., Прогресс, 1987.

7.      Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Наука, 1987. — 248 с.

 
Hosted by uCoz