на главную страницу         к началу раздела

Семенов М.Ю. Исследование понятия "деньги" методом ассоциативного эксперимента // Вестник Омского университета (Communications of Omsk university). — 2003. — № 3. — С. 139-142.

Исследование понятия "деньги" методом ассоциативного эксперимента

Семенов Михаил Юрьевич, преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии Омского государственного университета

Аннотация: В данной работе приводятся результаты психосемантических исследований понятия "деньги" методом ассоциативного эксперимента. Выявлены гендерные особенности положения денег в семантическом пространстве. Респонденты прежде всего связывают понятие “деньги” с понятием "власть". У девушек деньги чаще ассоциируются с физическим выражением денег, с операциями, которые можно с ними осуществлять (операциональный аспект). У юношей деньги чаще ассоциируются с направлениями использования денег (целевой аспект). Полученные результаты говорят о том, что отношение к деньгам — явление динамичное, формирующееся в процессе развития человека и определяющееся психосоциальными факторами.

Современные зарубежные исследования в области психологии денег можно условно разделить на семь направлений:

- базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию; сакральный и профанный смысл денег; культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам;

- психические расстройства, связанные с деньгами;

- специфика психологии богатых и бедных людей, изучение соотношения богатства и счастья;

- проблемы экономической социализации: исследования формирования представлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей;

- правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семьях;

- деньги в профессиональной сфере: проблемы оплаты труда, чаевых, штрафов; изучение удовлетворенности работой и причин забастовок". (Фенько А. Б., 2000. С. 50)

Это — объектная ориентация. Кроме того, деньги в психологическом исследовании можно рассматривать в рамках различных устоявшихся в психологии предметов исследования (предметная ориентация):

- как ценностная ориентация в системе целей жизни (терминальная или инструментальная ценность);

- как значение в системе значений (психосемантика);

- как стимул в системе "стимул-реакция" (бихевиоризм);

- как связанные с деньгами социальные установки (жизненные правила);

- как средство обмена в (товарно-денежных) отношениях между людьми (оценка удовлетворенности обменом);

- как элемент деятельности (цель, средство);

- как денежный мотив в структуре мотивации человека.

В данной статье мы рассмотрим психосемантический аспект в исследовании денег. Он будет определяться как предметом – значения и смыслы – так и методами психосемантики. К традиционным методами психосемантики относят:

- ассоциативный эксперимент,

- метод классификации, например, Q-сортировка Миллера,

- методы многомерного шкалирования, например, семантический дифференциал Ч. Осгуда,

- метод репертуарных решеток Дж. Келли,

- дистрибутивные методы, например, методика подстановки,

- методы косвенного исследования семантики, например методика хронометрирования времени принятия решения относительно лексического характера стимула,

- методы, использующие, нейрофизиологические корреляты, например, семантический радикал. (Современная психология, 1999. С. 223-225)

В течение 1996-2001 г.г. были проведены исследования понятия "деньги" с помощью ряда психосемантических методик в г. Омске (Семенов М. Ю., 2000).

Исследование понятия деньги методом ассоциативного эксперимента

Для определения связей понятия “деньги” мы рассматриваем систему ассоциаций к понятию “деньги” с помощью ассоциативных экспериментов. Свободный ассоциативный эксперимент состоит в следующем: испытуемому предлагают как можно быстрее отвечать на слова экспериментатора первым пришедшим на ум словом. Направленный ассоциативный эксперимент отличается тем, что испытуемый в ответ на слово-стимул отвечает не любым пришедшим ему в голову словом-реакцией, а обязан подобрать слово в соответствии с содержанием инструкции, которую дает экспериментатор. Слово-стимул – слово, которое задает экспериментатор, в нашем случае это слово “деньги”. Слово-реакция – ответное слово (ассоциация) испытуемого на предъявляемое слово-стимул экспериментатора. Ассоциативные эксперименты позволяют определить связи понятия “деньги” с другими понятиями.

Проблема исследования такого понятия, как “деньги” в семантическом пространстве человека разработана не глубоко. Наша задача состояла в том, чтобы исследовать представления понятий “деньги” в семантическом пространстве человека (Лобова О., 1999). Для достижения этой цели нами рассматривались следующие задачи:

1. Проведение ассоциативного эксперимента для описания семантического пространства человека.

2. Сравнение ассоциаций на понятия “деньги” у мужчин и женщин.

3. Классификация ассоциаций по выбранным критериям.

Выборка была представлена студентами омских высших учебных заведений: ОмГУ, ОмГТУ, ОмГАПС: 25 юношей и 25 девушек в возрасте от 18 до 25 лет. Данное исследование проводилось как индивидуальный эксперимент. Инструкция: “В течение неограниченного количества времени ваша задача – назвать как можно больше ассоциаций, возникающих у Вас, когда Вы слышите слово “деньги”.

Анализ результатов

В ходе исследования было получено 492 ассоциаций, из них девушки предложили 242, а юноши — 250 ассоциаций, т. е., в среднем 9,8 ассоциаций. Различные исследователи, анализируя экспериментальные данные, разработали формальные критерии оценки ассоциативных реакций. (Апресян Ю. Д., 1963) По связи каждого слова-реакции со словом-стимулом можно выделить логический и грамматический критерии. С точки зрения грамматического критерия выделяют два варианта ответных реакций: синтагматические и парадигматические. Согласно логическим критериям также выделяют два варианта реакций испытуемых: центральные и периферические. Анализируя данные по указанным выше логическим и грамматическим критериям, можно сделать вывод, что респонденты являются вполне нормальными и з доровыми носителями родного языка и имеют типичные ассоциативные реакции.

Таблица 1. Частота встречаемости ассоциаций в наиболее распространенных ответах. Жирным шрифтом выделены повторяющиеся ассоциации.

Девушки

%

Юноши

%

1

Власть

40

Власть

28

2

Банк

32

Женщины

24

3

Валюта

24

Преступность

20

4

Работа

20

Вседозволенность

20

5

Возможности

20

Отдых

16

6

Доллары

20

Бизнес

12

7

Развлечения

16

Недвижимость

12

8

Казино

16

Страх

12

9

Страх

6

Валюта

12

10

Грязь

12

Банк

12

У юношей и девушек ассоциации совпали только в четырех случаях: Власть, Страх, Валюта, Банк, но характерно, что ассоциация “власть” находится в обеих группах на первой ступени иерархии, а остальные – на разных.

Сравнивая полученные ассоциации на понятие “деньги” у девушек и юношей, мы видим, что самый частый ответ – это “власть”: у девушек — 40%, а у юношей — 28%. Власть связывается с возможностями распоряжаться кем-либо, чем-либо, подчинять своей воле. Власть определяется наличием ресурсов, а деньги являются универсальным ресурсом, который можно преобразовать в другие ресурсы. Этим и объясняется частота появления ассоциации “власть” на понятие “деньги”. Ассоциация “страх” у девушек находится на 9 месте (16%), у юношей – на 8 (12%), т.е., примерно одинаковый уровень. Данные ассоциации можно рассматривать как противоположность "властных" возможностей денег.

Интерпретацию таких ассоциаций можно обнаружить в психоанализе. "Психоаналитическая теория денег З. Фрейда рассматривала влечение к деньгам как следствие подсознательных про¬цессов накопления, начинающихся еще в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство. Это дает маленькому ребенку определенную власть над собственными родителями, так как дефекация, произведенная должным образом, радует родителей, в противном случае они сердятся. Такие аспекты анального поведения со временем превращаются в экономическое поведение". (Дейнека О. С., 2000.С. 61)

Ассоциация “валюта” на 3 (24%) у девушек и 9 местах (12%) у юношей; ассоциация “банк” на 2 (32%) и 10 (12%) соответственно. Это явление можно объяснить следующим образом. Проанализировав содержательный характер этих ассоциаций можно сказать, что у девушек деньги ассоциируются в большей степени с конкретными вещами, то есть с выражениями денег (“валюта”, “доллары”), с операциями, которые можно с ними осуществлять (“банк”, “работа”, “возможности”), и только потом с использованием денег: с развлечениями (“казино”, “развлечения”). У юношей “деньги” ассоциируются прежде всего со сферой развлечений (“женщины”, “отдых”), а также с преступной деятельностью (“преступность”, “вседозволенность”), а затем с выражением денег (“валюта”) и функциональной стороной денег (“банк”, “бизнес”, “недвижимость”).

Таблица 2. Содержательный характер ассоциаций на понятие “деньги”.

 

Результат

%

Выражение денег

%

Источник денег

%

Жаргон

%

Девушки

184

76

40

16.5

14

5.8

4

1.7

Юноши

196

78.4

24

9.6

20

8

9

4

Важно отметить, что деньги имеют положительно — возможность получения удовольствий — и отрицательно окрашенные ассоциации, обладающие не только негативной, но и относящиеся к криминальной сфере, например, у юношей — это “преступность”, “вседозволенность”, у девушек это такие ассоциации, как “страх” и “грязь”.

Содержательный анализ ассоциаций, полученных от испытуемых на понятие “деньги” (см. таблицу 3) показывает, что основной процент ассоциаций на понятие “деньги” (76%) связывается девушками с функциональной стороной денег. Юноши еще в большей степени, чем девушки, ассоциируют “деньги” с результатом их использования. (78,4%). Тенденция ассоциирования понятия “деньги” с функциональной стороной характерна и девушкам и юношам.

Следующий характер ассоциаций – это формы выражение денег. У девушек оно составляет 16,5%, а у юношей – 9,6%. Большой процент данных ассоциаций говорит о том, что девушки имеют конкретное представление “денег”, а юноши – более абстрактное. Но в тоже время юношам в большей степени, а девушкам в меньшей, свойственно использование жаргона – 4% и 1,7% соответственно.

Что касается ассоциаций по типу “источник денег”, то у юношей он составляет 8%, у девушек – 5,8%. Это связано с тем, что в нашем обществе существует стереотип “мужчина – добытчик”, который, по-видимому, имеет сильное влияние на испытуемых-юношей.

Т.о., можно сделать вывод, что понятие “деньги” ассоциируется в большей степени с функциональной стороной, с конкретными результатами использования денег.

Понятие “деньги” включает в свое семантическое пространство следующие сферы: Экономика, Преступность, Политика, Личностная сфера, Работа, Развлечения. Таким образом, мы видим, что семантическое пространство понятия “деньги” не является изолированным. Оно включает в себя множество сфер человеческой деятельности.

Выводы

В результате исследования было выявлено, что респонденты прежде всего связывают понятие “деньги” с понятием "власть". У девушек деньги чаще ассоциируются с физическим выражением денег, с операциями, которые можно с ними осуществлять (операциональный аспект). У юношей деньги чаще ассоциируются с направлениями использования денег (целевой аспект).

Заключение

Целью статьи было представление эмпирических исследований понятий “деньги” в семантическом пространстве человека. Полученные результаты говорят о том, что отношение к деньгам — явление динамичное, формирующееся в процессе развития человека и определяющееся психосоциальными факторами.

Возможно использование полученных результатов и в медицине, прежде всего в лечении болезней, связанных с деньгами. (Маданес К., Маданес К., 1998; Holmes J., 1998. P. 123-133.) Дело в том, что многие виды психических заболеваний проявляются в расстройстве системы ассоциаций и относительно легко диагностируются при помощи ассоциативного эксперимента. Для того, чтобы судить о характере отклонений, нужно хорошо знать, где лежат границы нормы, а предложенные нами данные помогут более точно их определить.

Research of money concept by a method of associative experiment

M. Yu. Semenov Omsk state university Abstracts: In the given work there are a results of psychosemantic researches concept of "money" by a method of associative experiment. Influence of a gender on position of money in semantic space is revealed. Respondents first of all connect concept of "money" with concept "power". A girls associated money with physical expression of money, with operations which can be carried out with them (operational aspect). A young men associated money with directions of use of money (target aspect). The received results speak that the relation to money is the dynamical phenomenon which formed in development of the person and determined by psychosocial factors.

Литература

1. Апресян Ю. Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики” // сб. Проблемы структурной лингвистики. М.: 1963.

2. Дейнека О. С. Экономическая психология: Учеб. Пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2000. — 160 с.

3. Лобова О. Изучение понятий "деньги" и "богатство" в семантическом пространстве человека. Курсовая работа. Омск: ОмГУ, 1999.

4. Маданес К., Маданес К. Тайное значение денег / Пер. с англ. А. Д. Иорданского. М.: Независимая фирма "Класс", 1998.

5. Семенов М. Ю. Представленность денег в образе мира // Сибирский психологический журнал. – 2000. – Вып. 12. – С. 66-67

6. Современная психология: справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 688 с.

7. Фенько А. Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал, № 1, 2000. С. 50 – 62.

8. Holmes J. Money and psychotherapy: Object, metaphor or dream //International Journal of Psychotherapy-Abingdon. Jul. 1998. Volume: 3. Issue: 2. P. 123-133.

Hosted by uCoz