Семенов М.Ю., Мацнев Ю.В. Ценность денег в разные возрастные периоды //  Молодежь и ценности современного общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 28-29 апреля 2005 года. Г. Омск. /Гл. ред. В.И.Разумов, зам. гл. ред. В.А.Баринов, В.В.Бабкин. Ред. Коллегия: А.А.Варакин, Я.Ю.Ворожко, О.В.Камшилин, О.Д.Майстришин, И.В.Носов. Омск: типография “Ютон”, 2005. – 376 с. ISBN 5-7779-0581-1

ЦЕННОСТЬ ДЕНЕГ В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ

Семенов Михаил Юрьевич, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии труда и организационной психологии, Омский государственный технический университет

Мацнев Юрий Васильевич, заведующий психологической лабораторией кафедры психологии труда и организационной психологии, Омский государственный технический университет

За последние 15 лет в России опубликовано большое количество работ, в которых затрагиваются проблемы изучения отношения к деньгам. Особо следует выделить серию работ психологов Ярославского государственного университета, выполненных под руководством профессора В. В. Новикова и направленных на комплексное изучение отношения к деньгам [1].

Мы предлагаем рассматривать монетарные отношения как компонент целостной системы отношений личности, отражающий ее индивидуальный, субъективно-оценочный, избирательный подход к деньгам как объекту действительности и представляющий собой интериоризированный опыт обращения с деньгами и взаимодействия с другими людьми по поводу денег в специфической социокультурной ситуации. В монетарных отношениях, в свою очередь, можно выделить отдельные компоненты: когнитивный (монетарные представления), эмоциональный (оценки денег) и регуляторный (монетарные ценности, мотивы, социальные установки, нормы поведения). Монетарные отношения личности отличаются относительной устойчивостью и обобщенностью, характеризуют жизненную позицию человека относительно денег, содержат в себе систему более частных монетарных отношений, например, к одалживанию денег. [2]

Деньги являются для большинства людей очень значимым, очень ценным объектом, ради них могут пойти на преступление, убить и предать. Поэтому, по крайней мере, для части людей, деньги являются одной из главных ценностей. В эмпирических исследованиях достаточно редко используют понятие "деньги" как обозначение определенной ценности или ценностной ориентации. Часто деньги заменяются такими категориями, как "материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)" [3], "материальная обеспеченность" [4], "обеспечить себе материальный комфорт", "зарабатывать на жизнь" [5] и т.д.

Результаты исследований денег как ценности можно найти в работах Е.А. Углановой [1], В.П. Горинкова [6]. Г. Э. Белицкая [7] отмечает, что деньги встроены в индивидуальную систему ценностей отдельной личности. Л.Ю. Кибизова [8] ставит вопрос о соотношении денег и духовности человека: деньги могут быть возможностью для проявления лучшего, что есть в человеке, с их помощью можно сострадать, воздавать должное, "любить ближнего своего". Однако погоня за деньгами ради эгоистических целей противоречит духовным ценностям [9].

А.В. Суптеля и С.И. Ерина затрагивают проблему возможности достижения материального достатка и соблюдения моральных и социальных норм. [10] Особенностью отечественного менталитета можно считать то, что структуре ценностей российских предпринимателей, да и многих других, по-прежнему противопоставляются ориентация на материальный успех и, напротив, на социальное одобрение [11].

С. А. Цветков и Ж. А. Жилина [12] отмечают, что мужчины придают деньгам повышенную ценность, у них больше склонность к риску с целью их приобретения. Отмечается также взаимосвязь ценностной структуры человека с характером материальной перспективы: "чем увереннее человек в улучшении своего материального положения, тем большее число ценностей становится для него исключительно важными. Также, с наличием убежденности в улучшении финансовой ситуации повышается ранг либеральных ценностей…" [1, с. 213]. Однако собственно "…уровень дохода не влияет на иерархию ценностей" [1, с. 218].

Согласно определению М. Рокича [13] деньги как ценность есть устойчивое убеждение в том, что с личной или социальной точки зрения наличие денег предпочтительнее, чем их отсутствие. Деньги могут быть терминальной ценностью: они могут выступать целью деятельности, а в особых случаях — и смыслом жизни, хотя по своей сути они ближе к инструментальным, т. к. являются средством для достижения других целей.

Часто деньги соотносят с материальными ценностями, поскольку материальные блага проще всего получить за деньги. Однако они могут быть средством достижения также социальных и духовных целей: можно, например, освободить время и получить иные ресурсы для самореализации, с помощью денег и специалистов скорректировать свой имидж и укрепить пошатнувшуюся репутацию. С помощью денег легко получить материальные ценности. Переход денег в вещь происходит почти автоматически, без сложного поведения, поэтому именно деньги рассматривают как причину или источник материальных ценностей. Такая причинно-следственная связь трансформируется в сознании людей в отношение эквивалентности: деньги = материальные ценности, материальное благополучие. Возможно, было бы корректнее говорить о материальных ценностях без относительно денег, и о деньгах как инструментальной ценности с учетом направленности личности.

Е. А. Угланова относит к монетарным те ценности, реализация которых зависит от денег, например, здоровье, самоуважение, мудрость, безопасность, любовь и т. д. [1] Такой подход кажется нам спорным и с позиции здравого смысла, и с точки зрения операционального определения монетарных ценностей. Ресурсную и аксиологическую составляющую денег, возможно, следует рассматривать, используя разные парадигмы (см., например, [14]).

Согласно классификации Е. Б. Фанталовой [15] деньги можно отнести к категории "Ценности как отношения к жизненным проявлениям и объектам". Категория "Ценности как материальные и житейские блага" не включает в себя деньги по причине, обсуждавшейся выше.

Таким образом, деньги благодаря своей высокой значимости в жизни человека можно рассматривать наравне с такими понятиями как здоровье, свобода, время и т. п. Этот уровень понятий позволяет рассмотреть деньги в качестве ценности. Деньги не только явление или предмет нашей жизни, они могут выступать определенной ценностью, встроены в индивидуальную систему ценностей отдельной личности. Следовательно, мы имеем достаточно оснований рассматривать понятие "деньги" в качестве ценности и использовать это понятие для изучения системы ценностных ориентаций личности. Деньги не относятся только к группе материальных ценностей, они могут быть средством достижения также социальных и духовных целей. В качестве рабочего примем следующее определение: деньги как ценность есть устойчивое убеждение в том, что с личной или социальной точки зрения наличие денег предпочтительнее, чем их отсутствие.

В 2003 году мы провели в г. Омске эмпирическое исследование для определения места денег в системе ценностей в различных возрастных группах: молодежи (16-26 лет, n=32), средней (27-36 лет, n=17) и старшей (37-49 лет, n=32). Сравнение ценностей проходило по методике Е.Б.Фанталовой [15]. Испытуемые оценивали по 10-балльной шкале ценность различных параметров жизни. Список ценностей составлен в соответствии с иерархией потребностей, предложенной А. Маслоу [16], к которому добавлена ценность "деньги": 1) качественное питание, 2) физическая безопасность; 3) хорошая семья; 4) самоуважение; 5) вовлеченность в дело; 6) деньги; 7) хорошие условия жизни; 8) уверенность в будущем; 9) понимание окружающих; 10) признание окружающих; 11) найти место в жизни.

Наименее значимой во всех группах оказалась ценность "признание окружающих". Это означает, что респонденты придают малое значение социальному окружению, их не интересует мнение о себе.

В отличие от других возрастов в группе молодежи (16-26 лет) доминирующей является ценность "найти место в жизни". Этот вывод подтверждается и статистическим анализом: t1-2 = 2,18 при ??0,05. Также значимыми в этой группе оказались типичная для других групп ценность семьи и специфическая ценность "самоуважения". Для средней (27-36 лет) и старшей (37-49 лет) возрастных групп наиболее важными оказались ценности семьи и денег.

Ценность денег для младшей возрастной группы оказалась значительно ниже (М1=8,2; М2=8,8; М3=9,2). Следовательно, можно говорить о том, что "монетарная социализация" происходит в период возникновения экономической самостоятельности. Для молодежи 16-26 лет оказались более важными ценности самореализации, что, возможно, объясняется финансовой помощью родителей и, следовательно, наличием свободных ресурсов.

Литература

1. Люди и деньги/ Под ред. В.В. Новикова, С.И. Ериной. - Ярославль: ЯрГУ, 1999.

2. Семенов, М.Ю. Особенности отношения к деньгам у людей с разным уровнем личностной зрелости: Автореф. дис. … канд. психол. наук.- Ярославль: Ярослав. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, 2004.- 22 с.

3. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности/ Под ред. А.В. Ядова.- Л.: Наука, 1979.- 298 с.

4. Зараковский, Г.М. Потребности населения и критерии качества жизни // Проблемы психологии и эргономики.- 2001.- № 3.- С. 54-58.

5. Савнюк, Е.Е., Козлов. В.В. Исследование мотивационно-потребностной сферы личности с суицидальным поведением // Социальный психолог.- 2002.- № 2.- С. 80-84.

6. Горинков, В.П. Эмпирические классификации жизненных ценностей россиян в постсоветский период// Полис.- 1996.- № 4.- С. 47-55.

7. Белицкая, Г.Э. Особенности отношения к деньгам: деньги как предмет личностного осмысления// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 1.- С. 120-125.

8. Кибизова, Л.Ю. Деньги как средство распространения власти// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 4.- С. 18-23.

9. Мильман, В.Э. Социально-экономическая ситуация и индивидуальная мотивация// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 4.- С. 132-137.

10. Суптеля, А.В., Ерина С.И. Нормативный кризис в российском обществе, его причины и следствия// Социальный психолог. 2002.- № 2. - С. 95-98.

11. Дейнека, О.С. Динамика отношения российских предпринимателей к деньгам// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 2.- С. 28-33.

12. Цветков, С.А., Жилина Ж.А. Особенности инвестиционно-сберегающего поведения жителей средней полосы России// Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: В 8 т.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003.- Т. 8.- С. 50-56.

13. Леонтьев, Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.- М: "Смысл", 1992.- 17 с.

14. Семенов, М.Ю. Типология материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей// Омский научный вестник.- 2001.- Июнь.- Вып. 15.- С. 142-145.

15. Фанталова, Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов// Психологический журнал.- 1992.- Т. 13.- № 1.- С. 107-117.

16. Маслоу, А. Психология бытия: Пер. с англ.- М.: "Рефл-бук", "Ваклер", 1997.- 304 с.

Hosted by uCoz