на главную страницу               к началу раздела

Семенов М. Ю. Методы изучения монетарных отношений (отечественная практика) // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы седьмой научно-практической конференции для Круглого стола IV Байкальского экономического форума / под. общ. ред. д-ра психол. наук, профессора Карнышева А.Д. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2006. – 396 с. – С. 175-179.

Методы изучения монетарных отношений (отечественная практика)

Семенов Михаил Юрьевич, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии труда и организационной психологии, Омский государственный технический университет

Современные зарубежные исследования в области психологии денег можно условно разделить на семь направлений:

_        "базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию; сакральный и профанный смысл денег; культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам; _        повседневные привычки, связанные с тратами и сбережениями, крупными приобретениями и уплатой налогов, подарками и благотворительными пожертвованиями, отдыхом и азартными играми; _        психические расстройства, связанные с деньгами; _        специфика психологии богатых и бедных людей, изучение соотношения богатства и счастья; _        проблемы экономической социализации: исследования формирования представлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей; _        правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семьях; _        деньги в профессиональной сфере: проблемы оплаты труда, чаевых, штрафов; изучение удовлетворенности работой и причин забастовок". (Фенько А. Б., 2000)

Это — объектная ориентация. Кроме того, деньги в психологическом исследовании можно рассматривать в рамках различных устоявшихся в психологии предметов исследования (предметная ориентация):

_        как ценностная ориентация в системе ценностей жизни (терминальная или инструментальная ценность и т.п.); _        как значение в системе значений (психосемантика); _        как стимул в системе "стимул-реакция" (бихевиоризм); _        как связанные с деньгами социальные установки (жизненные правила и пр.); _        как средство обмена в (товарно-денежных) отношениях между людьми (оценка удовлетворенности обменом); _        как элемент деятельности (цель, средство); _        как денежный мотив в структуре мотивации человека.

В настоящее время в России идет активный процесс создания методик изучения монетарных отношений.

К группе методик, изучающих семантические аспекты монетарных отношений можно отнести ассоциативный эксперимент, семантический дифференциал, Q-сортировку и методику репертуарных решеток Г.Келли.

Ассоциативный эксперимент использовался в работах О.С. Дейнеки, А.А. Капустина и М.Ю. Семенова. В качестве стимульного авторы использовали слово “деньги”. Для обработки результатов М.Ю. Семенов использовал частоту встречаемости слов-ассоциаций, эмоциональную окраску слов-ассоциаций: положительную, нейтральную и отрицательную, а также частоту встречаемости этих групп слов-ассоциаций. Кроме того, экспериментатор классифицировал слова-ассоциации и делал частотную оценку распределения по классам. А.А. Капустин в результате контент-анализа ассоциаций также выделял категорий ассоциаций. О.С. Дейнека сначала использовала тест свободных ассоциаций, и, как нам кажется, выделила на основе группировки 19 понятий-ассоциаций. Затем автор проводил методику ранжирования понятий-ассоциаций с понятием “деньги”.

Метод семантического дифференциала использовался в работах уже названных авторов: О.С. Дейнеки, А.А. Капустина и М.Ю. Семенова. А.А. Капустин использовал частный семантический дифференциал для оценки понятий Деньги, Рубли, Доллары, Идеальные деньги. О.С.Дейнека для оценки понятий Рубль, Доллар, Деньги использовала модифицированный вариант, в котором три универсальные шкалы Ч.Осгуда - оценки, силы и активности - были дополнены шкалой выгоды-риска, разработанной И.М.Лущихиной. М.Ю. Семенов использовал традиционный вариант семантического дифференциала.

Метод Q-сортировки был использован М.Ю. Семеновым как продолжение ассоциативного эксперимента. Испытуемым предлагалось классифицировать слова, одним из которых было слово деньги, в произвольное количество групп, причём в группу может входить произвольное количество объектов-слов. Кроме того, испытуемые объясняли, почему они объединили данную группу слов в один класс. Мерой семантического сходства пары объектов выступало количество отнесений в один класс.

Техника репертуарных решеток Г.Келли была использована А.А.Капустиным в диссертационном исследовании. Автор предположил, что в сознании людей деньги как материальная ценность и люди как носители этой ценности по-разному представлены. Подбор и группировка списка из 20 ролей (Я, Поп-звезда, Мать, Бандит, Ученый, Учитель, Меценат, Друг, Безработный, Миллионер, Крестьянин,  Священник, Интеллигент, Бизнесмен, Политик, Нищий, Студент, Поэт, Торговец, Рабочий.), предъявляемых для выявления конструктов, происходили с целью определения так называемого статуса денег в обществе, где существуют различные ролевые стереотипы.

Группа методик, изучающих потребностно-мотивационные аспекты монетарных отношений, включает различные варианты методики “Незаконченные предложения”, Must-тест Иванова-Колобовой, методику оценки силы монетарных потребностей М.Ю.Семенова, шкалу финансовой удовлетворенности М.Ю.Семенова, шкала “стандарта сравнения” и коэффициент относительной депривации, адаптированные Е.А. Углановой, методику изучения жизненных правил М.Ю.Семенова.

Вариант методики “Незаконченные предложения” А.А.Капустина включал следующие фразы: “Деньги для меня....”; “К обеспеченным людям я отношусь...”; “Если бы у меня было много денег, то я...”; “Я боюсь, что деньги...”. Оценивались морально-нравственный характер отношения к деньгам, ожидания относительно того, что мо­гут деньги, характер потенциальной опасности для респондентов со стороны денег. Ответ на вопрос: "К обеспеченным людям я отно­шусь..." носил исключительно эмоциональную окраску.

Вариант методики “Незаконченные предложения” М.Ю.Семенова включал следующие фразы: “Деньги для меня — это …”; “Из-за денег я не могу …”; “Благодаря деньгам я …”; “Отсутствие денег не позволяет мне …”; “Когда у меня много денег …”; “Отсутствие денег для меня — это …”. Фиксировались общие социальные установки по отношению к деньгам, реакции на ситуацию избытка и недостатка денег, социальные установки на неудовлетворенные желания, связанные с деньгами и социальные установки на деньги как причину неудач, социальные установки на достижения, связанные с деньгами.

В.В. Гришин и С.И. Ерина использовали Must-тест Иванова-Колобовой для изучения психологических особенностей людей с разным уровнем успеха в экономической деятельности.

Целью методики оценки силы монетарных потребностей (М.Ю.Семенов) является измерение ценности денег и потребности в деньгах. Основными психометрическими характеристиками методики являлись показатели "Ценности" и "Доступности" денег в сравнении с другими десятью ценностями.

Шкала монетарной (финансовой) удовлетворенности, разработанная М.Ю. Семеновым, включает оценку минимальной и максимальной финансовой обеспеченности в прошлом, а также оценку собственного финансового положения в настоящее время, в будущем и оценку финансового положения окружающих.

Е.А.Угланова адаптировала шкалу “стандарта сравнения” (A.Campbell, P.E.Converse, W.L.Rodgers. The Quality of American Life) для оценки субъективного экономического благополучия личности, рассматриваемого как подструктура общего субъективного благополучия (качества жизни). Предварительно Е.А. Углановой были выделены следующие компоненты субъективного экономического благополучия: удовлетворенность доходом, удовлетворенность жизненным стандартом, социально-экономическая категория, ожидания относительно изменений в будущей финансовой ситуации, наилучший и наихудший прошлый опыт, недавние изменения в финансовой ситуации, отношение к деньгам, социальное сравнение со среднестатистическим россиянином, со значимым, авторитетным человеком, сравнение с людьми из своей возрастной и образовательной когорты.

В исследовании Е.Д.Короткиной используется вариант методики Дембо-Рубинштейн для оценки субъективного экономического статуса. Измерялись материальное благосостояние, богатство, уровень дохода, материальная независимость.

Кроме того, Е.А.Угланова сообщает о коэффициенте относительной депривации (RD), который показывает, насколько реальный доход человека соответствует желаемому. RD вычисляется по формуле Х. Кантрилла: RD=vevc/vc, где ve — ожидаемая ценностная позиция (уровень дохода), a vc — реальная ценностная позиция.

Методика "Ретроспективная анкета денежных установок" (М.Ю Семенов) предназначена для определения содержательной структуры социальных установок — жизненных правил — по отношению к деньгам. Жизненные правила оценивались по нескольким параметрам: содержательный (тип правила: описание, предписание-получение, предписание-использование, пословицы и поговорки); валентность (положительная, отрицательная и нейтральная); возраст, в котором возникло данное правило; источник, откуда возникло правило, и степень следования правилу.

Место денег и других экономических ценностей в системе ценностных ориентаций обычно исследуется с помощью методики М.Рокича. Этот вариант можно обнаружить в работах Н.А.Журавлевой, А.А.Капустина, М.Ю.Семенова и др.

М.Ю Семенов модифицировали методику так, чтобы она позволяла исследовать иные типы отношений, а именно — причинно-следственные и отношения типа “цель-средство”. Причем исследуемое понятие “деньги” ставилось в середину, в результате получались схемы: “средство®деньги®цель” или “причина® деньги ®следствие”. Разница между отношениями “цель-понятие-средство” и “причина-понятие-следствие”, определяется, помимо всего прочего, активностью/пассивностью исследуемого понятия. В отношении “цель-средство” предполагается активная целенаправленная деятельность, в отношении “причина-следствие” — пассивный, естественный ход событий.

В качестве опросника для изучения монетарных чаще всего используется адаптированный вариант опросника А. Фернама. В литературе можно обнаружить следующие сведения об адаптации и применении данного опросника в нашей стране: О.С. Дейнека (варианты на 70 и 47 вопросов), А.Б.Фенько (60 вопросов), А.А.Капустин (70 вопросов), вариант для старших школьников М.Ю.Семенова и Ю.В.Мацнева (45 вопросов).

Оригинальный и, возможно, самый большой опросник предложен Е.В.Тугаревой и И.Ю.Красиковой “Изучение отношения к деньгам” (362 вопроса), на основании которого построена типология монетарных отношений. Кроме того, Е.В. Тугарева и И.Ю.Красикова адаптировали “Шкалу денежной этики” T.Tang (58 вопросов).

Таким образом, можно отметить достаточно быстрое развитие инструментальной базы для изучения монетарных отношений, что может послужить основой для дальнейших исследований в этой важной и еще малоизученной области.

Hosted by uCoz