на главную страницу

к началу раздела

 

Из Интернета…

 

Тайное значение денег

Вит Ценёв, psyberia.ru

На сегодняшний день в мире не существует идеи, более сильной и более яростной, чем идея иметь деньги, и чем больше, тем лучше. Это желание одолевает любого, от мала до велика, независимо от вероисповедания и цвета кожи, социального статуса и половой принадлежности. Ни одно из религиозных или идеологических течений не обладает такой властью над людьми, какой обладают денежные купюры различной номинации. Желание денег просыпается вместе с вами и засыпает вместе с вами. С вами оно рождается и с вами оно умирает. И даже если у вас их очень много, их никогда не бывает достаточно. Как говорит на этот случай миллиардер Поль Гетти: “Хотелось бы еще немного больше”.

Денежный мешок таскал с собой Иуда, и за тридцать сребреников он продал Христа. Что за сила такая у денег, что за нее можно продать Бога? Что за сила такая у денег, что ради нее можно создать новую религию? Вспомните Хаббарда: “Если вы хотите заработать миллион, вам нужно придумать религию”. Что за черная магия подчинена этим купюрам, которая направляет людей на преступление и предательство? Что за демон повелевает этими знаками, которые непреодолимо толкает вас на неутолимое желание увеличивать их количество?

Я не случайно вспомнил Иуду, я намеренно сказал про религию. Я хочу завести вашу мысль в другую комнату, где темно: когда вы вновь шагнете из нее, то свет ослепит вас. Или ничего не произойдет, и вы будете думать так же, как вы думали раньше. Но в любом случае я предлагаю вам неверный ход, обманное действие в духе Агаты Кристи: ай да ложным путем, вот вам теистическая подоплека влияния денежных масс. Если есть нечто, чему поклоняется каждый, то кто же бог? Может быть, он нарисован на денежных знаках? В конце концов, кто и когда смотрел на скитания евангельских апостолов как на бизнес? И кто знает, может быть, один из учеников его подумал, что он может иметь гораздо больше, чем он имел тогда? И бесы изгонялись Иудой ничуть не хуже, чем у остальных одиннадцати. И очень может быть, что кто-то из вас сталкивался с подобным в весьма банальных и совсем нерелигиозных обстоятельствах, когда тот человек, которого вы научили всему, которому вы дали очень многое, бросил вас, ушел от вас, предал вас, чтобы иметь больше, чем он имеет сейчас.

Но это ловушка, это ложный ход. И я в этом признаюсь сразу: деньги не имеют никакого отношения ни к религии, ни к языческому дохристианству. Не имеют хотя бы потому, что религия – лишь частное по отношению к деньгам. Это религия создает догмы и сочиняет истории о том, как нужно правильно относиться к деньгам, сколько их нужно иметь и как к ним можно и нельзя стремиться. Деньги все объясняют молча, не говоря вам ни единого слова, не строя храмов и не требуя им поклоняться. Так что если у денег есть какое-то тайное значение, если у них есть какая-то удивительная метафора, которая понятна на всех языках, то это значение явно выходит за границы религиозных объяснений.

Деньги часто сравнивают с кровью, и это очень красивая метафора, она вроде бы очень многое может объяснить. Но на самом деле и это определение является ложным. Деньги не могут быть кровью, потому как кровь нейтральна, а деньги исключительно агрессивны. К тому же эта метафора может оскорбить христиан, для которых кровь священна и для которых она наполнена совсем другим смыслом: если вы близки к церкви, то вы хорошо понимаете, о чем я говорю. Можно быть совершенно спокойным: религиозные чувства не будут затронуты. Кровь – не метафора денег. Деньги – не кровь общества. Деньги – это сперма общества. Деньги – это социальная функция оплодотворения и продолжения рода. Деньги – это социальный суррогат естественному природному инстинкту размножения. И чем дальше человек идет по пути контролируемой рождаемости, контрацепции и абортов, чем менее значимо и менее ценно для него становится продолжение рода в биологическом смысле этого слова, тем все более и более сильным становится социальный заменитель инстинкта размножения – деньги.

В разное время в человеке особенно ценились разные вещи. Для самки идеальным самцом будет тот, кто способен дать наиболее сильный толчок для продолжения рода, дать новое и сильное потомство. Одно время это мог быть тот, кто самый сильный и умеет завоевать самку. Это справедливо с точки зрения природы: каждый из нас видел фильмы, где самцы отчаянно бьются за самку, и, конечно, побеждает сильнейший. Затем это мог быть человек умелый, который при этом сможет обеспечить своему потомству возможность выжить. Затем наилучшим самцом мог оказаться далеко не самый сильный самец, но зато такой, который принадлежит к определенному роду, избранному клану. Еще позже наилучшим выбором для самки мог быть такой самец, которого можно назвать умным: ум является вроде бы идеальной основой для выживания. Сегодня же, когда за деньги можно получить все перечисленное, идеальный самец тот, который богат. Он может быть слабым, больным или далеко не самым умным. Он может быть кем угодно и каким угодно: но если у него есть деньги, он является тем, кто способен создать наилучшие условия существования для своего будущего потомства.

Деньги имеют три универсальных значения. Первое из них выражается в том, что деньги способны к созиданию. Они способны давать жизнь чему-то новому. Я уже не раз говорил о мужчине как о биологическом виде, который всегда стремится компенсировать свою неспособность рожать самому. Сначала он мог создавать. Орудия труда, например. Потом он мог выдумывать теорему Пифагора или порождать на свет произведения искусства. Сегодня все это он может просто покупать. Ему достаточно иметь деньги.

И даже если вы создаете на эти деньги атомную бомбу, вы создаете, а не разрушаете, как мать, которая растит сына, созидает его даже в том случае, если он, повзрослев, станет солдатом. Деньги не умеют разрушать, даже если вы вкладываете их в производство мин или танков. И даже если какой-то злодей платит, чтобы этот мир разрушался, при этом он стремится достигнуть какой-то цели. Сперматозоид никогда не стремится к разрушению, это абсурдно по его природе. Его цель – дать новую жизнь, породить на свет продолжение себя. Но именно эта цель очень часто приводит к соперничеству и столкновению. И как в животном мире, где очень часто новый самец убивает потомство от предыдущего самца, чтобы породить новое, свое, потомство, так и в нашем мире жизнь чему-то новому часто дается за счет уничтожения чужих достижений.

Второе значение денег – это социально-генетический багаж, который полностью вытеснил исконно генетический. Обладание какой-то суммой денег – это как набор генов, набор гарантированных программ, которые обеспечат будущему потомству определенные черты и свойства. Генетики сегодня расшифровывают генофонд, а его время уже прошло, уже пришла пора для новой науки – генетической социологии или социальной генетики. Именно деньги определят, кем будет ваш ребенок, как он будет расти, каковы его шансы на эффективное выживание. Деньги предопределяют его успех, образование, карьеру и даже будущий брак.

И третье важное значение денег заключается в том, что они заменяют собой сексуальные отношения в том смысле, в котором они предполагаются природой. Любое животное все время стремится к совокуплению, это его центральная программа, биологический смысл. Трата денег в этом смысле приобретает ритуальный акт совокупления. Эта проблема еще достаточно новая, но она стремительно набирает обороты и уже сегодня феноменология навязчивых покупок занимает свое место в психологических справочниках. Еще в 70-х годах, если не раньше, было замечено, что секс перестал быть тем, чем мы привыкли его называть. И, если сотню лет назад психоаналитики называли некоторые фантазии и активности сублимированными сексуальными влечениями, то позже было замечено, что сексуальные отношения стали лишь замещением каких-то более значимых социальных феноменов. Фромм говорил о том, что секс является попыткой спрятаться от бытийных проблем, – конечно, Фрейду такое не могло прийти в голову, когда фразу “подайте мне куриную ножку” было неприлично говорить, так как там было слово “ножка”, а ножка имела запретный смысл. Сегодня возможность и способность покупать становится сублимацией самого секса. Чем более вы способны покупать, тем более вы сексуальны. Субъект, который имеет много денег, является наилучшим сексуальным партнером.

Ни умелость человека, ни его способность к созиданию и творчеству, ни его ум никогда не являлись столь законченным и полным заменителем законов природы, каким сегодня стали деньги. Деньги являются воплощением и наглядной демонстрацией того, как закон природы реализуется и работает в социальном пространстве. Как я уже сказал, это можно назвать социальной генетикой, или социальной биологией, но уже совсем не в терминах евгеники (науке о совершенствовании человека) или фашистских идей сверхчеловека, высшей расы. Это полностью социализированная биология, где все эти фокусы с расами и качествами человека не находят место. Деньги уравнивают шансы каждого. Чем больше денег, тем больше шансов на будущее. Кто вы при этом, не имеет никакого значения.

(Евгеника – теория о наследственном здоровье человека... )

Если я прав, то из этого можно вывести несколько интересных следствий. Давайте вместе порассуждаем на примерах богатых европейских обществ. Если то, что я говорю, имеет место быть, то богатым обществам должны быть свойственны следующие признаки.

Первое. Идет постепенное падение рождаемости. Деньги как социальный эквивалент инстинкта продолжения рода порождает социальные субстраты следующих поколений. Это материальные активы. Главное – не столько породить следующее поколение, сколько создать бизнес и активы для того, чтобы они им воспользовались.

Второе. Постепенная либерализация секса и сексуальных отношений. По мере того, как сексуальные отношения начинают формироваться во внеполовой, денежно-материальной сфере, секс теряет свое привычное значение, отношение к нему становится утилитарным.

Третье. Увеличение числа сексуальных нарушений у мужчин, которые связаны с половой сферой (простой пример: импотенция) и увеличение числа бесплодных женщин, которые не могут забеременеть.

Четвертое. Уменьшение числа расовых и половых противоречий по причине того, что ген денег не имеет ни пола, ни расы. Богатого афроамериканца будут уважать больше, чем бедного белого, и богатую женщину больше, чем бедного мужчину.

Пятое. Увеличение числа рождаемости детей с различными врожденными заболеваниями, генетическими и хромосомными нарушениями. Эта тенденция будет нарастать, однако, возможно, генетики научатся ее или распознавать еще до начала беременности, или же вносить генетические коррективы.

И если я не прав, то бросайте в меня камни. Только вы не бросите, потому как все это реально происходит. И для этого достаточно посмотреть телевизор, почитать журналы и прислушаться к тенденциям нашего современного, непонятно куда устремленного мира. Чтобы сделать свои выводы и понять, что с нами происходит, когда мы стремимся к деньгам. Социальная биология в действии. Встречайте!

Вит Ценёв, psyberia.ru

 

ЗАПАХ ДЕНЕГ

 Марина Морозова, психолог http://psicentr.narod.ru/index.htm

Что такое психология богатства? Что такое психология бедности? Как увеличить свои доходы? Деньги… Что значат они в нашей жизни? Для одних это - свобода, для других - власть, для третьих - удовольствие, но для всех  деньги - необходимость. Без них мы не в состоянии прожить ни дня. Даже если забываем дома кошелек, то этот день становится кошмаром. Хуже нет - остаться без денег вообще.  Когда деньги вот-вот к нам придут, у нас чешутся руки, мы чувствуем  запах денег…   

В чем заключается психология бедности? Причина неудач  "невезунчиков" - в их неправильном отношении к деньгам. Как правило, оно идет из родительской семьи. К сожалению, наши родители не знали психологию богатства. И психология бедности процветает в нашей стране и по сей день.

В давние времена считалось, что деньги посланы дьяволом, поэтому они "грязные", "нечистые". Такое отношение рождает ненависть и презрение не только "к презренному звону монет", но и к тем, кто их имеет. Во времена советской власти подобное отношение к деньгам, рождающее психологию бедности, специально поддерживалось у нашего народа, дабы люди довольствовались малым. Поэтому большинство тех, кто воспитывался в то время, особенно  пожилые люди, подсознательно испытывают презрение (или небрежное отношение) к деньгам, и агрессию к тем, кто их богаче: "новым русским", чиновникам, а это и есть психология бедности. "Жулики! Воры! Нахапали! Набили свои карманы!" - знакомо? Естественно, такая агрессия приводит их самих к денежным неудачам. И такое отношение к деньгам и их имеющим они передали нам, так сказать "по наследству". Однако, чтобы  иметь большие деньги, надо хотя бы уважать сами деньги и тех, кто их имеет.

ПРИЗНАКИ ПСИХОЛОГИИ БЕДНОСТИ

Энергия денег подчиняются законам энергетического мира, законам Вселенной. Когда деньгам отводится самое большое значение в жизни, происходит зацикливание на деньгах, они становятся кумиром, нарушается одна из Божьих заповедей "не сотвори себе кумира". Именно поэтому то, на чем мы зацикливаемся, у нас забирают. Из-за этого погорело много фирм.  Не каждому удается пройти испытание деньгами, а уж золотая лихорадка погубила ни одну душу.

Кто-то начинает считать себя выше и лучше других только потому, что в кармане у него всегда есть сотня или две   лишних баксов. Некоторые начинают швырять деньгами направо и налево, подсознательно стремясь избавиться от части денег (как раз тех денег, которые им сложно принять, то есть разумно потратить). Им деньги не нужны, они стремятся от них побыстрее избавиться, и это тоже психология бедности. Другие, уподобившись Скупому рыцарю, складывают деньги "в чулок", экономя при этом не только каждый доллар, но и цент. Это то же признаки психологии бедности. Но во всех этих случаях есть общее - то,  что данные люди испытание деньгами не прошли. Значит, наказание неминуемо. И нечего тут пенять на карму,  виновники дальнейших неудач - только вы. В общем, "молитвы на Золотого Тельца" дорого нам обходятся, и чем с более высокого уровня "падаешь", тем больнее.  

ПСИХОЛОГИЯ БОГАТСТВА

Итак, молиться на Золотого Тельца нельзя, но и недооценивать влияние денег тоже не стоит. Обе эти крайности наказуемы, так как являются нарушением космических законов. Самое лучшее (и трудное, разумеется) - придерживаться золотой середины. По этому поводу хорошо высказался когда-то А.Дюма-сын: "Не почитай денег ни больше, ни меньше, чем они того стоят; это хороший слуга и плохой господин".  

Очень важно  деньги любить. Деньги - энергия живая и разумная (все чувствует, все понимает, но сказать человеческим языком не может). Деньги чувствуют, как мы к ним относимся. И как любое живое существо, они хотят получать нашу любовь и уважение. И идут они только к тем, кто их любит и уважает, а у тех, кто их  презирает или равнодушен к ним, денег нет.  

Предвижу ваши возражения, мол, я  деньги люблю, но их у меня все равно почти нет! А знаете ли вы, что нарисовано на 50-рублевой купюре? Какой там указан город? Какого она цвета? Чем она отличается от 100-рублевой купюры? Если мы кого-то любим, то  знаем объект любви в лицо, какого цвета у него волосы, глаза, какой они формы, и чем наш любимый отличается от соседа по лестничной площадке. Но практически никто сходу не может безошибочно ответить на вопрос: что нарисовано на 500-рублевой купюре. Если вы любите деньги, вы должны хотя бы знать, как они выглядят. Но этого мало. Мы показываем свою любовь к любимому своим отношением, какими-то действиями. Поэтому мало любить деньги, надо еще и показывать эту любовь.

Ласково с ними разговаривать (вслух или мысленно), ласково называть, говорить им о том, что вы их любите, часто их считать-пересчитывать ("деньги счет любят"). Кстати, тот, кто любит считать деньги, нищим никогда не останется. Так же деньги любят, когда их нюхают, поэтому, хотя и говорят, что деньги не пахнут, знайте запах денег. Тогда в бизнесе не промахнетесь (по нюху почувствуете, когда и куда вкладывать деньги). Хорошие бизнесмены всегда чуют запах денег.

Деньги обожают, когда их рассматривают (даже на свет), а еще гладят, и вообще бережно к ним прикасаются, заботливо берут в руки. А делаете ли это вы? Я же часто наблюдаю такую картину: многие  грубо хватают в руки деньги, швыряют их, мнут.  Особенно это касается мелких бумажных денег и мелочи. Такие люди никогда не будут иметь много денег. Думаете, копейка - не деньги? Вспомните старую русскую поговорку: "копейка рубль бережет". Дело в том, что на энергетическом уровне, нет разницы между копейкой и тысячной купюрой, они - равны. Еще хуже, когда деньги хранят в карманах, или перетягивают резинкой (это наше, чисто русское изобретение!)  А понравилось бы вам, если бы вас так хватали, мяли, перевязывали пополам? Думаю, что нет. Не нравится это и деньгам, и таких "хозяев" они стараются обходить стороной.

Итак, СОВЕТЫ

1.  Деньги нужно не только любить, но и показывать им свою любовь!

2.  Бережно к ним относитесь!

3.  Не молитесь на Золотого Тельца!

4.  Держитесь золотой середины!

5.  Деньги счет любят. Считайте на здоровье!

Если вы прислушаетесь к этим советам, то  ваша финансовая ситуация изменится к лучшему.  Негативные блоки по поводу денег, игры, в которые мы играем с деньгами, мы анализируем и отрабатываем на тренинге "Бизнес и деньги".

 

 

Некто

Кстати деньги могут заменять не только волю, но и любовь, дружбу, страсть, семью, самооценку и много ещё чего. Очень прикольно это описывается Пелевеным в “Поколении П”. Там есть такая концепция самооценки, определяемая количеством денег в единицу времени пропущенной через себя личностью.

 

 

“Безотказная наживка”

The Grey Kardinal

Первое, что я понял: психологии денег, как таковой, не существует. Как ни сильна их власть над душами людей, она все же не отменяет ни других факторов, воздействующих на настроение и поведение, ни основных параметров структуры личности или закономерностей ее формирования. Человек остается самим собой - и в качествах, присущих ему индивидуально, и в том, что роднит его с другими представителями его социального, возрастного, культурного типа. И, тем не менее, везде, где хотя бы краешком присутствуют деньги, возникает какое-то новое качество, сам характер протекания психических процессов неуловимо изменяется, и при этом так, что у совершенно разных людей эта реакция оказывается одинаковой. Очень грубой, но зато точной моделью этой зависимости я считаю кастрюлю с супом. В ней находится огромное количество самых разнообразных продуктов, большой объем воды, и все это вместе создает определенный вкус. А затем в это сложное варево добавляется крошечная щепотка соли - и суп становится иным. Возникают другие вкусовые ощущения, хотя и основные, первоначальные, как мы хорошо знаем, не исчезают.

Деньги - которые люди и вправду привыкли воспринимать как некую соль земли - действуют очень похоже.

Как вы относитесь к деньгам? Если этот вопрос прозвучит в философском, мировоззренческом контексте, ваш ответ, скорее всего, будет таков: деньги - это зло, они портят людей, они вносят яд в самые чистые человеческие отношения... Если же перевести разговор в обычный житейский план, то вы, прислушаетесь к себе, сразу почувствуете, что, прежде всего, надо уточнить: о каких деньгах идет речь - имеющихся или отсутствующих? Простейший ряд ассоциаций сразу же выявит полярность этих двух отношений. Деньги со знаком плюс - те, что уже лежат у нас в кошельке или реально могут быть получены (о том как это сделать, вы так же можете на моем сайте) в будущем, - вызывают сплошь положительные, согретые мажорными эмоциями ассоциациями: с приобретением принятых и нужных вещей, с хорошо проведенным отпуском... Ну, а ассоциации, вызываемые деньгами, которых нет, звучат мелодией похоронного марша: с истрепанными туфлями которые вы обречены надевать, с бесчисленным множеством неизбежных отказов и запретов, с тревогами по поводу того, что любая внештатная ситуация может поставить вас в тупик...

Эта остроконечная реакция, присущая всем без исключения людям, определяет влияние денег на наше поведение. Нет, речь не идет тут о ситуациях, в которых деньги играют роль определяющего фактора - типа тех, когда мы так или иначе действуем, чтобы их заработать или сохранить. Тут именно деньгами полны все наши мысли, и мы это ясно осознаем, никаких психологических парадоксов в этом нет. А вот что действительно представляет интерес - это совсем недавно открытая способность денег управлять нашим поведением на уровне подсознания. Мы даже не фиксируем четко в подобных, что речь идет о деньгах, тем более не признаемся себе, что это именно они заставили нас совершить какие-то шаги. Однако в экспериментах это проявляется со всей очевидностью.

Что здесь самое примечательное - никакого значения не имеет, в каких размерах заглатывается наживка. У нас есть такое выражение - это не деньги. Так мы пренебрежительно называем небольшие суммы, явно не соответствующие масштабу наших намерений и планов. Отсюда следует, что деньги, как таковые, начинаются только с какого-то определенного количественного рубежа, а все, что ниже, - это что-то иное, пустяк, сор. Когда у нас счет пошел на тысячи и миллионы, люди, требующие у кассира точного, до рубля, расчета, вызывали у многих улыбку: только детям отдавать в игру нашу звонкую монету, ни на что другое она не годится! Зато бессознательные импульсы не делают никаких различий между разными по достоинству денежными знаками. Покупательная способность, валютный курс - ничто в этом роде во внимание не принимаются.

Был проведен эксперимент ... в будке телефона-автомата оставляли якобы случайно одна рублевую монету и следили за людьми, подошедшими позвонить. Подавляющее большинство не считало за грех взять ее себе. Но не это интересовало. Зерно опыта было впереди. Когда человек выходил из будки, одна из участниц эксперимента как бы непроизвольно роняла ему под ноги папку с документами. Поведение людей, нашедших монету, разительно отличалось от стандартного, продемонстрированного стихийно собранной контрольной группой. Счастливцы, нашедшие монету, 88% случаев проявляли галантность, помогая женщине собрать разлетевшиеся бумаги. А в контрольной группе таких набралось 4% - остальные равнодушно уходили своей дорогой. Оказывается, получив даже такой микроскопический денежный подарок, человек некоторое время после этого испытывает подъем настроения, он чувствует себя как бы в долгу перед щедростью провидения и стремиться вернуть этот долг в виде готовности помочь ближнему!!!

Есть ходовая пословица - не в деньгах счастье, и хоть все понимают, что до полного следования этому принципу обычному человеку надо расти и расти, в философском плане пословицу эту принимает, по крайней мере, большинство. Хотя бы потому, что слишком много перед нами проходит очень богатых и очень несчастных людей.

Однако психология денег не то что опровергает эту народную мудрость, но выводит нас на иной, я полагаю - более высокий, уровень понимания. Оказывается, в деньгах заключено если не счастье, то какой-то мощный стимулятор эмоций, характерных именно для счастливого состояния. Как точно говорил Толстой: "Счастье не в самих деньгах, а в том факте, что я обладаю ими...".

©The Grey Kardinal

 

 

Британские ученые утверждают: счастье можно купить

Согласно проведенным в Великобритании исследованиям, выражение "не в деньгах счастье" не всегда справедливо, сообщает Reuters.

Исследовательская группа во главе с профессорами Университета Уорвик Эндрю Освальдом (Andrew Oswald) и Джонатаном Гарднером (Jonathan Gardner) в течение 10 лет вела наблюдения за 9000 британских семей, пытаясь выявить связь между количеством полученных так или иначе денег и душевным состоянием членов семьи.

"Мы обнаружили стойкую зависимость хорошего самочувствия, чувства удовлетворенности от количества наличных, получаемых человеком за единицу времени, скажем, за год", - заявил профессор Освальд.

"Эффект становится очевидным, когда человек получает не менее 1000 фунтов, причем, это та сумма, на которую он не рассчитывал и не учитывал в своем семейном бюджете. Чем значительнее сумма, тем лучше чувствует себя ее обладатель", - утверждает профессор.

Исследования показали, что сумма в миллион фунтов способна в корне изменить человеческую личность, и превратить несчастного человека в жизнерадостного.

 

 

ЧАЕВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА N 23(290) июнь 5, 1998.

Официантке, рассчитывающей на чаевые, не следует украшать свою прическу цветком. Хотя посетители ресторанов и кафе склонны увеличивать размеры вознаграждения обслуживающему персоналу в прямой пропорции к его улыбчивости, каждый десятый из них вообще отказывается давать “на чай” при виде цветка в волосах.

Этот феномен подметили два британских профессора - Адриан Фернам и Майкл Аргайл, готовящие к изданию книгу “Психология денег”. Почему кокетливый цветок в волосах официантки воспринимается ее клиентом как вызов, науке еще неизвестно. Не нашел пока объяснения и тот факт, что чаевые имеют тенденцию к росту в результате “физического контакта” между официантом и посетителем: стоит первому слегка дотронуться до руки второго, как тот “накидывает” 16,7 процента сверх суммы, значащейся в счете, при норме чаевых 10-15 процентов.

Почему люди вообще дают “на чай”? Психологи уверены, что это одна из форм самоутверждения, дающая человеку возможность предстать в лучшем виде перед самим собой. В солнечный день чаевых дают больше, чем в пасмурный, утверждают авторы “Психологии денег”. Ощущение вины также играет свою роль. Подмечено, что католики, например, щедрее, когда идут на исповедь, чем после отпущения грехов.

Если официантки прислушаются к советам психологов и будут работать без цветочных излишеств в прическе, они могут увеличить свои чаевые, например, нарисовав смешную рожицу на обратной стороне счета. Для официантов-мужчин такая стратегия считается проигрышной, поскольку “не идет” их полу.

Hosted by uCoz