Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 432с. — с. 392-401
ДЕНЬГИ В ПРОФЕССИИ И ЖИЗНИ. Лекция № 40
Деньги — это солнце жизни, без которого жизнь тяжка, мрачна и холодна.
В Г. Белинский
Строителям коммунизма с каждым годом все меньше нужен такой пережиток капитализма как деньги, и
через несколько лет деньги отомрут совсем.
Слова, сказанные учителем истории на уроке истории в 7 классе средней школы в 1962 году
Зарабатывая деньги, мы приближаемся к финансовой независимости, тогда как, разумно расходуя деньги, мы удаляемся от бедности.
ДЕНЬГИ — НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Деньги в том виде, в котором они выступают в течение последнего десятилетия, — довольно новая реальность для нашей страны. После революции деньги играли все меньшую роль в жизни общества и конкретного человека. Для получения материальных и иных благ и ценностей только денег было явно недостаточно. Более того, деньги не имели определяющей роли. Иногда это касалось даже необходимых продуктов питания. На первое место выступали какие-то иные ценности: услуги, знакомства и другие. Еще до Великой Отечественной войны широкое распространение получила поговорка: "Блат выше Совнаркома". И только в последнее десятилетие со всех сторон только и слышится о деньгах, о том, что деньги решают все. Несомненно деньги стали новейшим мифом постсоветского общества.
Многие из нас ощутили непосредственно на себе жестокую месть денег.
И сегодня деньги в нашей стране отличаются своей ненадежностью и непостоянностью. Конечно, прежде в нашей стране были конфискационные реформы, во время которых человек мог обменять лишь ограниченное количество денег. Остальные попросту превращались в бумажки. Кризисы последних лет также приводят к резкому и неожиданному обесцениванию денег. Ненадежность и непостоянность денег влияет на их ценность, заставляет граждан нашей страны искать что-то более надежное и стабильное.
Кроме того, в нашей стране любое взаимодействие с деньгами может неожиданно получить дальнейшее развитие по правилам уголовного мира. Деньги у вас могут просто выкрасть на улице, или государство запросто не выплатит заработную плату, или обанкротится ваш банк и бесследно сгинут его владельцы, прихватив ваши деньги. Мы социально не защищены от такого беспредела, развивающегося по правилам уголовного мира.
Впрочем коммунистическое отрицание денег имеет и свои давние корни в истории народов нашей страны. Так в народном фольклоре русских, украинцев, белорусов, татар, башкир и некоторых других народов, населяющих нашу страну, понятие денег зачастую просто отсутствует. Впрочем, иногда звучат мотивы добычи клада и передачи его без раздела. А вот другие народы имеют больший опыт взаимодействия с деньгами. К ним относятся некоторые кавказские народы. Один из немногих отечественных психотерапевтов, изучавших значение денег в Советском Союзе, Соединенных Штатах Америки и на постсоветском пространстве, профессор А.И. Белкин (1999) проводит данные наблюдения взаимодействия евреев с деньгами: "А вот то, что деньги любят евреев - это, пожалуй, действительно так. Любой справочник, где перечислены крупнейшие банки, процветающие компании и фирмы, так и пестрит еврейскими фамилиями... А уж что касается психологии денег, то здесь эта таинственная перекличка сегодняшнего с давно минувшим, человека со своим родом, становится еще слышней".
Работая в концепции трансактного анализа, убеждаешься, что в жизненных сценариях наших пациентов, клиентов, да и коллег тематика денег зачастую отсутствует либо звучит весьма слабо. При анализе структуры личности записи о деньгах, обнаруживаемые в Родительском состоянии, представляются далеко не основными. Чаще в них говориться о страхе нищеты и необходимости располагать некоторой суммой денег на черный день. Детское состояние может стремиться потратить все деньги, чтобы получить простые радости и удовольствия. И только Взрослое состояние, информация в котором постоянно накапливается и обновляется, обычно содержит довольно много опыта последних десятилетий, касающегося отношения к деньгам. Занимаясь анализом взаимодействий, мы обнаруживаем, что большинство или почти все из нас явились проигравшими участниками игр с деньгами. Чем меньше опыта с деньгами у человека, тем больше вероятность того, что он станет жертвой игроков, ставящих денежные ловушки. А психологических игр с участием денег вокруг нас великое множество.
Таким образом, для жителей нашей страны деньги только в последнее десятилетие начали играть определяющую, главную роль. Представители одних народов имеют исторические преимуществапо отношению к представителям других народов по опыту взаимодействия с деньгами. И ясно одно, нашу профессиональную и личную жизнь уже невозможно представить без обсуждения проблем денег. Эта тема сегодня присутствует постоянно. Она звучит то явно, то скрыта в подтекстах отношений. Иногда осознаваема, иногда бессознательна. Всегда присутствует и часто управляет нами. Жители нашей страны лишены опыта богатой жизни. Значительное большинство не имеет опыта материальной независимости. Многие из нас лишены опыта просто материально обеспеченной жизни. Более того, в советские годы у всех нас культивировалась психология бедняка. А успешная идеологическая обработка делала нас гордыми бедняками.
ПСИХОЛОГИЯ БЕДНОСТИ
В литературе приводятся исследования психологии бедности. Бедные люди отрицательно относятся к "выскочкам" — людям с творческой жилкой, стремящимся внести изменения в рутину жизни. Среда бедняков использует все возможные средства давления, чтобы никому не дать подняться выше их уровня. Инстинктивный конформизм приводит к тому, что они стремятся соответствовать достижимым для их уровня обеспеченности стандартам, к тому же навязываемым средствами массовой информации. Все это создает фактор инертности, увековечивающий бедность. Даже маленькие дети равняются на менее одаренных. В этом возрасте в них уже заложена социальная норма, запрещающая "выделяться", быть "другими". Для них типичен конформизм — Как все, так и я! Вот характерные для них убеждения: синица в руке лучше журавля в небе; ищи надежную и не очень трудную работу — чтобы хватало на жизнь; судьба каждого предопределена — лучше смириться с ней и не суетиться; чем меньше ждешь от жизни —тем больше доволен тем, что получаешь. Кроме того: скромность украшает человека, а деньги сами по себе не приносят счастье, поэтому не стоит о них думать, учиться зарабатывать, сохранять и приумножать. Изучив психологию бедности, автор приходит к заключению: "Мне все время кажется, что я смотрю в зеркало, в котором вижу и самого себя, и своих близких, и друзей… Все совпадает до мельчайших штрихов! Мы только давали тем же самым психологическим особенностям другие названия, и поскольку они были идеологически обоснованы гордились ими и старательно культивировали их в себе". (8)
Трудно не согласиться с тем, что миф жестоко отомстил всем нам. Он до последнего держал частнопредпринимательскую деятельность все закона, в подполье, в "тени", под дамокловым мечом разоблачения и беспощадной расправы. Он ограничивал сферы приложения даже незаконной, конспиративной инициативы. Он заводил в неразрешимый психологический тупик простейшую проблему: что делать с деньгами дальше? Когда уже все материальные потребности удовлетворены сполна, а энергия, деловая активность не хотят с этим считаться и требуют выхода? В самом деле превращать деньги в золото и закапывать на даче? От рождения и до пожилых лет мы жили в мире неподвижных, неживых денег. Годами не менялись цены на товары, с которыми мы соприкасались ежедневно. Годами же не менялась наша собственная цена, выраженная в зарплате. "Мои деньги"— важная часть нашего собственного образа, живущего в нас во многом отдельной самостоятельной жизнью. Отдавая деньги, мы как бы отдаем часть себя. И можно ли принять, что это было сделано ради какого-то пустяка, которым легко пренебречь! Оказывается, в деньгах заключено если и не счастье, то какой-то мощный стимулятор эмоций, характерных именно для счастливого состояния. В репутации человека, как оказалось, всегда важное место занимало то, как он ведет себя в денежных вопросах: скуп или щедр, широк или расчетлив... Понятие "хороший человек" весило неизмеримо больше чем "человек богатый". (8)
На другую сторону бедности обращают внимание К. Маданес и К. Маданес (1998): "Бедность превращается в источник власти человека над теми, кто за него беспокоится. Если у меня ничего нет, я не только не могу ничего дать, но всегда должен получать". Бедность ведет к пассивному насилию над окружающими людьми, к жесткому манипулированию ими. И бедность унизительна. Это показатель несостоятельности, тотального жизненного проигрыша.
ДЕНЬГИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНИНА РОССИИ
Что же значат деньги для современного гражданина России? На протяжении трех последних лет мы проводили опрос участников наших тренингово-терапевтических групп "Деньги в жизни и профессии" о значении для них денег. В этих группах с нами работали психотерапевты, психологи, врачи, бизнесмены, студенты. Приведем перечень утверждений, что же значат деньги в жизни современного российского интеллигентного человека. Деньги — это возможность жить, не думая о мелочах, это средство к существованию, возможность обучаться и учить детей, деньги — мощнейший энергетический источник, деньги — это причины конфликтов, войн и междоусобиц. Деньги обеспечивают потребность в безопасности, они жеявляются мощным источником беспокойства. Деньги оказывают мощный стимулирующий, возбуждающий эффект. Они мотивируют. Деньги — власть, престиж, привилегии, способность действовать, оказывать влияние на других, сопротивляться влиянию со стороны. Деньги — один из главных регуляторов жизни в свободном обществе. Они стимулируют инициативу и информируют о ее социальной ценности. Деньги это то, чего всегда не хватает. Кроме того в литературе сообщается, что деньги это квинтэссенция мужской доблести. Любые выдающиеся мужские качества блекнут, когда не подтверждаются деньгами. Бедная женщина может вызвать сочувствие, а вот бедный мужчина презрение или, в лучшем случае, снисходительное отношение. Ведь женщина располагает значительно меньшими возможностями для заработка. Традиционно мир женщины — это ее дом, а дом мужчины — это весь мир. (8)
Еще один важный вопрос. А что для вас обозначает отсутствие денег? Вот ответы на него. Отсутствие денег: слабость, зависимость от других, беспомощность, жизненный тупик; глупая, нелепая ситуация.
А вот какое отношение к деньгам высказывают наши западные коллеги, воспитанные в уважении к деньгам. Так Фогт Д.М (1998) пишет: "Я свободен. Я свободен для того, чтобы быть ответственным. Свободен для того, чтобы совершенствоваться духовно. Свободен, чтобы быть дома, когда мои дети придут из школы. Свободен выполнять мою работу потому, что она мне нравится. Свободен для того, чтобы изменить к лучшему жизнь миллионов людей. Свободен носить "слишком длинные" волосы. Я свободен быть лучшим, каким я могу быть, потому что я могу себе это позволить по одной единственной причине — у меня есть деньги!" Приведем еще высказывание К. Маданес, К. Маданес. Они убеждены, что сегодня деньги — главное отражение материального мира, того "низменного" мира, корни которого уходят в физические потребности нашего тела, в вожделения и страхи. Духовность же — это отражение наших лучших свойств, способности жалеть других, "высшего" мира поисков смысла жизни, стремления к единству и общности. Впрочем нормальные условия жизни в материальном мире — неотъемлемые условия духовности. В этом мире существует система вознаграждений и наказаний за те или иные виды поведения. Вознаграждением могут быть деньги, власть, любовь или признание. В школе дети получают признание, власть и любовь, но не деньги. С ролью денег, и с тем, как их добывать, дети знакомятся в семье. Источником родительской власти в семье служат деньги — родители могут их давать или не давать. Родители создают потребности у своих детей. Каждый раз, когда родитель делает ребенку подарок, он тем самым пытается создать еще одну потребность. Стабильное финансовое положение семьи часто влечет за собой скуку... Муж становится похож на старый, разношенный башмак: все его разговоры и поступки полностью предсказуемы, все в нем не интересно, ничто не вызывает острых переживаний. Так высказываются эти исследователи денег.
Тема денег — любимая и самая частая тематика разговоров. И все же нам важно помнить, что деньги — явление чисто социальное. Они необходимы только в обществе. Далеко в сибирской тайге или в устье великой реки Енисея, где не встретишь человека, деньги не только бесполезны, но представляют собой попросту лишний груз, который с трудом пригоден разве что для разжигания костра. Кроме того, ценность денег имеет выраженный конвенциальный характер. Когда люди договариваются об их стоимости. В стабильном, западном мире ценность денег меняется мало Тогда как в России и других восточных странах их ценность постоянно меняется. То резко возрастая, то падая.
Сегодня каждому из нас важно определить свое отношение к деньгам. Здесь возможны разные варианты. Кто-то предпочтет по-прежнему игнорировать значение для него денег. Для другого просто нужно сводить концы с концами, а так деньги не нужны и даже мешают полноценной жизни. Многие стремятся к жизни обеспеченной, так как это понимается у нас в стране. Впрочем критерии обеспеченной жизни у нас достаточно низкие. Есть люди, стремящиеся к финансовой независимости. Когда уровень их денежного достатка обеспечивает им свободу и не привязывает к той или иной работе, той или иной форме деятельности. И совсем немногие заявляют о том, что они желают и планируют стать богатыми. Для осознания своего отношения к деньгам жителю нашей страны важен либо глубокий самоанализ либо психологический тренинг.
Как вы будете зарабатывать деньги? На своем рабочем месте или как-то по-другому? Для России это вопрос вовсе не праздный. Есть множество людей, обычно это государственные служащие, которые получают минимальную зарплату, а зарабатывают совсем другими путями, иногда даже в совсем другом месте.
В нашей профессии, в психотерапии, деньги имеют особое значение. Ведь только заплатив за лечение, пациент — по убеждению 3. Фрейда — приобретает необходимый для психоанализа настрой. Поэтому деньги зачастую сами являются необходимой составляющей психотерапии. Более того, некоторые специалисты применяют деньги в качестве техник психотерапии. И достигают виртуозности в этом. В терапевтических отношениях и пациенту и терапевту важно знать об их плате. Сам уровень оплаты за лечение, его стоимость привлекает одних клиентов и пациентов и отсеивает других. Для одних это дорого. Для других дешевое лечение значит низкокачественное. Мы также убеждены в том, что психотерапевтическое лечение обязательно должно быть платным. Пусть оплата невысокая и даже символическая. Пусть она косвенная, только наш пациент всегда должен знать о наличии оплаты психотерапевтического процесса. Для этого мы избегаем понятия "бесплатная помощь". А всякий раз сообщаем, за счет каких средств такая помощь оказывается. Либо за счет города или государства или самого психотерапевта. Ничего бесплатного нет. Всегда кто-то платит. Важно, чтобы в договоре между пациентом и терапевтом, пусть даже устном, звучала оплата психотерапии и ее источник. Конечно, это не всегда нравится жителям нашей страны, которые привыкли к "общедоступной и бесплатной помощи". И не привыкли задумываться об источнике этой бесплатности. С такими убежденными людьми работать достаточно сложно. Поэтому многим профессионалам важно пройти психологические тренинга, проясняющие отношения к деньгам и обучающие использовать фактор денег в профессиональной деятельности.
Необходимость профессиональной тренинговой работы в этой области у нас возникла в 1990 году. Когда мы в Красноярской медицинской академии начали проводить подготовку врачей-психотерапевтов для работы в хозрасчетных наркологических структурах. Мы отобрали 60 специалистов из Советского Союза и приступили к их обучению. В это время на нашей кафедре только начиналась разработка метода коннекционного блокирования при алкоголизме. И оказалось, обучение не содержанию метода или другим психотерапевтическим методикам, а именно работе с деньгами оказалось для врачей наиболее трудным. В то время мы совместно с Р.В. Дубинниковым начали проводить видеотренинги взаимодействия с деньгами. Затем постепенно сформировался динамический тренинг "Деньги в моей профессии и жизни". Данный тренинг является личностно ориентированным, и деньги участвуют в нем только как необходимый стимульный материал. Остановимся подробнее на этом тренинге.
ТРЕНИНГ ДЕНЬГИ
Он состоит из нескольких частей. В начале участники группы сообщают свое отношение к деньгам, свои проблемы и достижения, а также те травмы, которые принесли им деньги в личной и профессиональной жизни. Затем выясняется значение денег в трудовой деятельности участников тренинга.
Вслед за этим проводятся двигательные упражнения. В одном из них нужно невербально предлагать деньги другим участникам тренинга, во втором — невербально просить деньги и в третьем как вербально, так и невербально предлагать и просить деньги. Одни люди персонализируют деньги, выделяют купюры свои и чужие. Многим участникам тренинга обычно легче отдавать деньги, чем просить их. Причем действия большинства из них достаточно шаблонны и лишены творчества. Выясняется, что зачастую деньги не главное, главное — отношения между людьми. Достаточно часто встречаются участники тренинга, которые считают себя неспособными просить деньги и охотно раздают имеющиеся у них купюры. Часть других стремится удержать те деньги, которые они вводят в тренинг, не желая увеличивать или уменьшать их. И только один или два человека из каждых 10-16 участвующих осознанно стремятся увеличить количество своих денег путем их преумножения и экономного с ними обращения. Они не только изобретательны, когда просят или отдают деньги, они стремятся объединить людей в группы и совместно зарабатывать деньги. Впрочем, организаторские качества участников тренинга ярче раскрываются во время выполнения другого задания. Расскажем о нем.
Все наличные деньги складываются на пол в середине круга. Инструкция для участников следующая: "Вот сейчас деньги не принадлежат никому, и они могут принадлежать каждому из вас". В этой ситуации для российских участников есть два типичных варианта развития событий. Самый, к сожалению, частый вариант мы назвали криминальным. Это когда в самом начале или на каком-то этапе деятельности в группе находится человек, который, преодолевая явное или вялое сопротивление группы, захватывает деньги группы. И тогда через короткое время взаимодействия в группе становятся совершенно иными.
Приведем пример динамики одной из наших групп на декаднике по психотерапии в г. Новокузнецке в 1998 году. Врач-психотерапевт, назовем его Михаил, в течение первого дня работы группы постоянно возмущался, что все действуют, нарушая установленные правила. Во второй день, когда все деньги группы были положены в середину круга, Михаил, несмотря на негодующие возгласы остающихся пассивными участников группы, собрал все деньги и захватил их. Причем система его оправдания данного поступка была проста: "Вчера вы все нарушали правила, а сегодня я его нарушу один раз". Опешившие члены группы достаточно быстро пришли в себя. И уже через несколько минут Михаил из грабителя и разбойника превратился в героя и главного работодателя. Активность группы в дальнейшем разворачивалась вокруг его персоны. Впрочем сам он только оценивал действия других, не особенно утомляя себя изобретательностью. Очень быстро нашлась женщина, которая пожелала стать его женой. Еще одна дама предложила себя в любовницы. И обе они пытались подобраться поближе к контролю над деньгами. Нашлись желающие охранять держателя денег. Появился человек, который специализировался на советах, как разумнее употреблять эти средства. Вокруг Михаила быстро сложилось свое общество со своими правилами, своей динамикой, своей занятостью людей и своими изгоями. Изгоями стали те люди, которых в нашем обществе всегда считали честными.
Впрочем, периодически к Михаилу приходили мысли о неправедности нажитого им капитала. И тогда у него можно было отметить некоторую неуверенность в себе. В один из таких моментов к нему обратился член группы, отрекомендовавшийся в качестве служащего правоохранительных органов. Он пришел с целью конфисковать капитал Михаила в качестве вещественного доказательства. Окружение Михаила разрешило ему взять в качестве образцов только небольшую часть капитала. Данный представитель правоохранительных органов радостно удовлетворился малым и присвоил эти деньги.
Таким образом события в группе показали, что лишь единичные ее члены готовы взять на себя ответственность за значительную сумму денег, стать хозяином. Большинство же желало быть приближенным к хозяину и служить ему. Наиболее часто события в группе развивались по криминальному пути. Причем человеку, который сосредотачивал в своих руках деньги, сразу же прощалось его прошлое. Держатель денег становился важной персоной, даже когда эти деньги по условиям тренинга считались не его. Где много денег и они интенсивно перераспределяются, там много обмана, игр, унижений, манипуляций.
Так на следующий день работы Михаил объявил условия, по которым он готов вернуть деньги кругу. Группа приняла эти условия. Деньги были возвращены. Группа весь день потратила на выработку демократических процедур. И в самом конце дня выяснилось, что кассир, которому поручили хранить деньги, отказался возвращать их и покинул помещение работы группы с присвоенными деньгами.
Один из участников данной группы с гордостью заявил, что деньги ему нужны в очень незначительной сумме, и он свободен от мыслей о них. И плохо относится к деньгам и людям, одержимым их зарабатыванием. И здесь же выяснилось, что он не платит в городском транспорте, проходит бесплатно в метро, одежду ему покупают другие люди за свой счет, и на тренинг "деньги" он проник, не оплатив свое участие. Оказалось, чтобы быть честным, нужно иметь деньги. Это еще пример жизни с постоянными мелкими правонарушениями.
В тех же случаях, когда события в группе развивались по социальному сценарию, складывались подгруппы, желающие зарабатывать деньги. Причем всегда было много разговоров и мало действий. Вместе с тем, роли распределяются достаточно четко и согласно ожиданиям участников тренинга.
Данный тренинг показывает многие аспекты нашей несостоятельности во взаимодействии с деньгами. Он позволяет участникам выявить и разрешить многие свои проблемы в этой области. Желающие могут обрести различный опыт, в безопасных условиях лабораторного тренинга, действуя в пространстве "как бы", где можно все делать по несколько раз, возвращаться назад и вновь проигрывать события. А новый опыт взаимодействия с деньгами многим из нас необходим как в профессиональной, так и личной жизни. Для многих из нас пока чужда романтика денег.
Деньги представляют собой множество разных реальностей. Да и они сами меняются, переходя от ребенка к подростку, от мужчины к женщине, от молодого человека к старику, от бедняка к богачу, от зарабатывающих их честным трудом, к грабителям, от гражданина богатой страны к жителю бедной и так далее.
Приближаясь к завершению лекции, важно отметить, что деньги властвовали всегда. Правда в прежние времена их могущество скрывалось. Они властвовали, если можно так выразиться, от чужого имени, прикрываясь разными заслугами или титулами. Ныне деньги выступают открыто. Они уже не нуждаются в том, чтобы под прикрытием чужого наряда отвести глаза, стыдясь прирожденной своей вульгарности и низкого происхождения. Они сбрасывают маски и, зная, что никто не будет этим шокирован, выставляют напоказ свою грязную наготу. Таковы высказывания писателя XV века. (8)
Получается, что в современном обществе деньги являются всеобщим основанием нашей профессиональной и личной жизни. Каждое явление жизни, конечно же, имеет свои специальные причины и основания. И все же игнорирование или недостаточный учет главного, всеобщего основания - денег не может повести к успеху, достижению важного, желанного результата.
Во взаимодействии с деньгами нам предстоит еще многому научиться. Важно, что это обучение продвигается достаточно быстро. И есть преуспевающие ученики.
УДК 159.9 07 ББК 56 14 М 15
Макаров В. В.
Избранные лекции по психотерапии. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 432с.
ISBN 5-8291-0060-6 (Академический Проект)
ISBN 5-88687-078-4 (Деловая книга)
Книга подробно освещает современное состояние отечественной психотерапии и ее перспективы в контексте мировой психотерапевтической теории и практики. Подчеркивается все возрастающая роль психотерапии как новой специальности в современной культуре, сопоставляются медицинская, социально-педагогическая и философская модели психотерапии. Особое внимание уделено проблеме подготовки специалистов и становлению профессиональных способностей. Излагается множество процедур и техник психотерапии, адаптированных к менталитету постсоветского человека. Многолетний научный, практический, педагогический и организационный опыт автора позволил отобрать наиболее важные темы и придать изданию практическую и мотивирующую направленность.
Для психотерапевтов, студентов и аспирантов в области психотерапии и смежных дисциплин, а также для тех, кто желает повысить ресурсы собственной личности, и чей профессиональный успех напрямую связан с общением.
Научный консультант—А.Б.Хавин Редактор —Г.А.Буланова
Рекомендовано Профессиональной психотерапевтической лигой и кафедрой психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования в качестве учебного пособия
Книга выпущена при участии ЗАО "Академия-Центр"
©Макаров В.В., 2000
© Академический Проект, оригинал-макет, ISBN 5-8291-0060-6 (Академический Проект) оформление, 2000 ISBN 5-88687-078-4 (Деловая книга)
© Деловая книга, 2000