Резюме
Хотя развитие малых и средних предприятий (МСП) - одно из приоритетных направлений политики Европейского союза, возникает вопрос, является ли чисто количественное увеличение сектора МСП целью экономического развития и какую роль играет подготовка состава для улучшения деятельности этого сектора. Большинство представителей бизнес-образования отмечают, что владельцам МСП не хватает подготовки для более эффективного развития своего дела (Manhem & Silver, 1986). Вместе с тем владельцы МСП в большинстве своем не готовы потратить необходимое время, чтобы приобрести требуемые навыки. Материал данной статьи основан на квартальных отчетах Треста по исследованию малого бизнеса (ТИМБ) 1995 года. Обсуждается вопрос, что владельцы МСП понимают под "ростом" и соотносят его с понятием личной независимости. В частности, исследуется отношение владельцев МСП к личному контролю при постановке задач роста своего бизнеса и финансового планирования. Особое внимание уделяется возможным ограничениям со стороны индивидуализма, внутренне присущего мотиву независимости. Предпринимательские МСП нацелены на рост, ставят перед собой коммерческие цели и увеличивают объем своих продаж в реальные сроки. Их отношения и деятельность сравниваются с непредпринимательскими МСП, которые не нацелены на рост. Основные результаты показывают: 1) МСП, имеющие деловые отношения с другими фирмами
Введение
Развитие сектора МСП - одно из приоритетных направлений индустриальной и социальной политики Европейского союза. Во множестве случаев именно МСП обладают потенциалом для сокращения все возрастающей безработицы. В других случаях официальный интерес привлекается повышенной требовательностью внутри МСП, тем, что МСП является источником инновационных идей и продуктов, а также высокой эффективностью предоставляемых МСП услуг для более крупных организаций.
Бангеманн (Bangeman, 1994) считает, что предпринимательские МСП должны находиться в центре экономической стратегии Европейского союза при переходе к новому информационному обществу. Призывая к развитию "предпринимательского менталитета, позволяющего возникать новым динамичным секторам экономики", Бангеманн полагает, что "прогрессивные МСП выиграют от более эффективного доступа к обучению и другим службам, связанным с потребителями
и поставщиками". Сейчас не вызывает сомнения, что вклад МСП в создание рабочих мест непропорционально велик по сравнению с крупными фирмами, (особенно в периоды ослабления экономики), однако следует отметить, что большинство новых рабочих мест предлагаются относительно небольшим числом фирм (ENRS, 1993, Storey, 1993). В исследованиях малого бизнеса постоянно сообщается, что владельцы и управляющие этими предприятиями в общем недостаточно подготовлены в вопросах финансовых операций, управления человеческими ресурсами, маркетинга и планирования (Bolton, 1971; Mangham and Silver, 1986; Constable and McCormick, 1987; Stanworth and Gray, 1991; Storey, 1994).Несмотря на слабое участие в курсах, разработанных специально для развития этих сторон деятельности управленцев, множество МСП умудряется существовать, а некоторые из них даже процветать в условиях серьезных спадов экономики и все возрастающей конкуренции со стороны более крупных фирм. Еще более малой частью среди этих успешных МСП являются те, кто выживают за счет эффективного использования новых технологий, инновационных процессов, продуктов и услуг.
Именно МСП такого типа Шумпетер (Schumpeter, 1934) охарактеризовал как предпринимательские и именно об их развитии заботится правительство стран Европейского сообщества (АCOST, 1990).
Невозможно игнорировать значение сектора МСП в экономике. В странах Европейского сообщества существует около 15 миллионов фирм (не считая фермы). Почти все они (93%) имеют менее 10 служащих. Вместе с тем в микрофирмах занято почти 32% трудоспособного населения, на него приходится около 24% всего товарооборота Европейского сообщества (ENSR,1993).
Существуют значительные различия между государствами-членами ЕС не только по абсолютной величине их трудоспособного населения, но и по относительной значимости МСП для их экономики. Очень маленькие микрофирмы, зачастую семейные, важны для южных экономик. Несколько больший средний размер фирм в северных странах предъявляет более высокие требования к управленческим навыкам владельцев МСП. Существенные различия имеются и внутри экономики отдельной страны, в частности, между индивидуальными предпринимателями (self-employed) и владельцами более крупных МСП (Gray, 1990-1994).
Около половины (7 миллионов) фирм фактически являются индивидуальными частными предприятиями без других наемных работников, в Великобритании их доля доходит до 75%.
Имеются основания полагать, что индивидуализм и не настроенность на сотрудничество, весьма свойственные культуре индивидуального предпринимательства, уменьшают экономическую роль многих МСП. Самые маленькие из них в принципе не нацелены на рост и не могут в должной мере воспользоваться обучением и другими инициативами поддержки (Gray, 1994). В Великобритании МСП с участием в них меньше 20 человек создали более полумиллиона дополнительных рабочих мест. Это даже несколько больше того, что сделали крупные фирмы с их гораздо большей рабочей силой (Daly, 1991). Предприятия с числом служащих менее 20 составляют в Великобритании 96% всех предприятий, на них трудится 36% всех работающих (прибли-зительно половина всего частного сектора). Однако в национальном товарообороте на их долю приходится лишь 21%. Только 5% владельцев МСП имеют более 20 служащих, 75% из них вообще не нанимают других людей. Пропорция этих частных предпринимателей без наемных сотрудников постоянно увеличивалась с 1980 года (60%). В 1990 году динамика сменилась на обратную впервые за 20 лет.
С прекращением периода спада был зафиксирован рекордный уровень банкротств МСП. Это заставляет предположить, что, возможно, оснований для их недавнего роста было недостаточно или барьер вступления в частный бизнес был слишком низок. Действительно, все большее число одиночных предпринимателей отмечают, что с удовольствием предпочли бы работать в качестве наемных работников у кого-либо. Сходный феномен наблюдался и в период экономического спада 1930-х (Daly, 1991). Эти факты ставят под вопрос потенциал роста и инноваций в среде МСП, а также то, что способность управлять может помочь в реализации этого потенциала. Конечно, предпринимательские, ориентированные на рост, фирмы вносят позитивный вклад в создание новых рабочих мест, однако они составляют весьма незначительное меньшинство.
Уточним понятие "предпринимательство". Мы базируемся на его трактовке, восходящей к австрийскому политэконому Шумпетеру (Schumpeter, 1934). Он определил предпринимателя как личность, производящую продукт новым способом, чтобы добиться преимущества в конкуренции. Это определение предполагает, что предприниматели эффективно используют все экономические факторы производства: капитал, труд и землю, что предполагает далее найм других людей, планы роста и победы в конкуренции. Однако лишь очень немногие МСП ведут дела таким образом, принимают советы со стороны и даже просто имеют планы роста (Gray, 199
2, a & b). Большинство бизнесменов-одиночек и очень маленькие семейные фирмы не привлекают ни внешнего капитала, ни труда. Возможно, определенным реальным и психологическим барьером для владельцев МСП является организационное усложнение, связанное с ростом. В регулярных квартальных обзорах Треста исследования малого бизнеса (ТИМБ) собраны данные об ответах владельцев МСП о целях их бизнеса (второй квартал 1992 г) и планах роста (3-ий квартал 1991 г.). Результаты приводятся в таблице 1.Таблица 1
Размер фирмы и цели ее роста
Цели бизнеса (1990) |
Отношение к росту (1991) |
|||||||||
Служащие |
деньги |
безоп. |
жиз.стиль |
МСП |
% |
за |
против |
другое |
МСП |
% |
1-4 |
20 |
32 |
42 |
595 |
(44) |
29 |
47 |
24 |
903 |
(53) |
5-9 |
32 |
35 |
24 |
324 |
(24) |
43 |
33 |
24 |
361 |
(21) |
10-14 |
32 |
37 |
23 |
124 |
( 9) |
47 |
28 |
25 |
159 |
(9) |
15-24 |
48 |
26 |
19 |
233 |
(17) |
53 |
21 |
26 |
118 |
(7) |
25-49 |
62 |
18 |
16 |
50 |
( 4) |
59 |
24 |
17 |
124 |
(7) |
50+ |
44 |
25 |
19 |
16 |
( 1) |
48 |
28 |
24 |
50 |
(3) |
ВсегоМСП |
407 |
243 |
409 |
1349 |
(100) |
648 |
660 |
411 |
1719 |
(100) |
% |
(30) |
(32) |
(30) |
(100) |
|
(38) |
(38) |
(25) |
(100) |
|
Представленные данные показывают, что фирмы численностью 15-49 сотрудников характеризуются очень высокой мотивацией роста; частные предприниматели фирм менее 5 человек имеют слабую нацеленность на рост. Обнаруживается ясная прямая связь между размером фирмы и ее экономическими задачами. У самых маленьких фирм доминирующей целью бизнеса является поддержание стиля жизни. Они явно менее предпринимательские и динамичные, чем фирмы из 15-49 сотрудников (где 37% сотрудников выдвигают экономические цели в качестве своих основных бизнес-задач). До некоторой степени размер фирм связан с различием в их занятиях, так мелкие товаропроизводители несколько крупнее мелких поставщиков услуг и перепродавцов. Фирмы, взаимодействующие с другими фирмами, такими как товаропроизводители, поставщики бизнес-услуг, оптовые торговцы, несколько более активны и ориентированы на рост (то есть более предпринимательские). Обзор ТИМБ подтверждает, что мелкие товаропроизводители (49%) и оптовые поставщики (43%) более ориентированы на рост, чем перепродавцы, владельцы небольших заведений и поставщики личных услуг. Эта тенденция ясно отражается в ригидности самых маленьких МСП в постановке задач роста.
Результаты большого числа исследований показывают, что желание личной независимости, а не внешние экономические побудители выступают в качестве первичной мотивации при выборе карьеры владельца МСП (Gray, 1990, 1991, 1992). Преобладание мотива личной независимости, похоже, не зависит от культурных различий и сильно связано с индивидуальной деятельностью и маленькими семейными фирмами, однако представление о независимости широко варьирует в различных типах МСП.
Как показывают данные таблицы 1, существуют значительные различия в установках и поведении между индивидуалами, не нанимающими других людей, и владельцами более крупных МСП. Множество бывших кустарей-одиночек были заняты рутинной работой на подчиненной должности (условия, связанные с низкой самооценкой). В результате мотив независимости часто выражается просто в желании быть оставленным в покое. Эта независимость типа "оставьте меня в покое" явно соотносится с антисоциальной или изоляционистской природой огромного количества индивидуальных предприятий. Она сказывается на отношении к росту и развитию бизнеса и отражается в отношении к обучению и овладению новыми навыками.
2. Отношение предпринимателей к росту и независимости
2.1. Материалы исследования
По заказу ТИМБ бизнес-школа Открытого университета Лондона провела в 1 квартале 1995 г. исследование для выяснения того, как МСП понимают рост и независимость. Выборку образовали 6 тысяч ответов, составленных из базы данных ТИМБ, заказчиков Открытого университета и базы данных членов исследовательского отдела коопераций при Открытом университете. К использованию оказались пригодными 2517 ответов (42%). Результаты позволяют понять отношение предпринимателей к росту и личной независимости, а также их озабоченность сохранением своего влияния на бизнес-решения, относящиеся к росту и участию в современной экономике. Многие из полученных факторов связаны с величиной фирмы, а также культурными установками и нормами.
Нижеследующая таблица отражает значение двух переменных: тип фирмы и количество людей, занятых в ней полный рабочий день.
Инкорпорированные фирмы (семейные и "собственные компании") демонстрируют более выраженную тенденцию к найму других людей. Хотя все работающие индивидуально называют себя одиночками, около 15% из них в действительности имеют партнеров или кооперируются, и почти столько же(16%) действуют как инкорпорированные единицы. Напротив, около половины респондентов, характеризующих себя как одиночки, в действительности имеют служащих (четверо из таких не-инкорпорированных бизнесменов нанимали более чем по 25 служащих каждый). Это заставляет признать, что даже внутри самых маленьких МСП имеются важные различия в отношении самой идеи индивидуального предпринимательства.
Таблица 2
Тип фирмы и число полностью занятых в ней людей
Кол-во персонала |
ИЧП |
Субподряд |
Семейная фирма |
Собственная компания |
Дочерняя фирма |
Партнерство |
Коопе-ратив |
Другое |
Всего |
(%) |
1 |
59 |
2 |
4 |
16 |
- |
8 |
7 |
3 |
686 |
(27) |
2 - 9 |
19 |
1 |
18 |
30 |
1 |
22 |
8 |
3 |
1262 |
(50) |
10 - 14 |
4 |
1 |
21 |
37 |
5 |
20 |
10 |
3 |
191 |
(8) |
15 - 24 |
1 |
- |
34 |
35 |
3 |
13 |
7 |
7 |
175 |
(7) |
25+ |
2 |
- |
29 |
37 |
6 |
14 |
4 |
7 |
203 |
(8) |
Всего |
656 |
29 |
412 |
685 |
38 |
416 |
187 |
94 |
2517 |
(100) |
(%) |
(26) |
(1) |
(16) |
(27) |
(2) |
(17) |
(7) |
(4) |
(100) |
|
Таблица 3
Данные о мотивации человека в начале карьеры и обстоятельства основания фирмы
Индивидуально |
Командой |
Семьей |
Покупка |
Другое |
ВСЕГО |
% |
|
Не было |
66 |
10 |
3 |
17 |
3 |
29 |
6 |
Семейная |
36 |
9 |
55 |
|
|
11 |
2 |
Независимость |
66 |
14 |
3 |
13 |
3 |
264 |
59 |
Безопасность |
71 |
|
11 |
11 |
6 |
35 |
8 |
Обогащение |
57 |
12 |
9 |
18 |
3 |
81 |
18 |
Другое |
82 |
7 |
|
7 |
4 |
29 |
6 |
Всего по столбцам |
295 |
53 |
27 |
61 |
15 |
451 |
100.0 |
% |
66 |
12 |
6 |
14 |
3 |
100.0 |
|
(2= 76.6, DF = 42, p<0.00088)
Сильное культурное влияние на поведение в бизнесе ясно просматривается в том, как респонденты начинали заниматься им.
Рассмотрены данные 451 респондентов, основавших фирму своими усилиями. Из них 2/3 продемонстрировали тенденцию принижать значение экономической мотивации, однако явно отмечали влияние более простой нужды - заработать на жизнь ("без-опасность" - относительно часто встречающийся мотив, а среди многих ответов в рубрике "другое" обычно указывается страх увольнения).
Интересно, что фирмы, начинающие как команды, больше озабочены поддержанием своей независимости, что свидетельствует о наличии процессов групповой динамики и своеобразных групповых эффектов. Предприниматели, купившие свое предприятие и ставшие владельцами, озабочены тем, чтобы делать деньги, хотя некоторые из них, в особенности служащие, выкупившие предприятие, рассматривают приобретение своей фирмы как действие, которому не было альтернативы. Наиболее явным влиянием культуры оказывается роль семейной традиции среди семейных фирм, хотя их число очень невелико. Проведенный анализ выявляет практически те же характерные особенности, что и представленные в таблице 1.
Большинство владельцев МСП, начавших свой бизнес самостоятельно, скорее считают более важным поддерживать свой стиль жизни, чем добиваться прибыли. Ясно, что это не является стремлением к более высокому стилю жизни. Неоклассические мотивы получения прибыли более распространены среди владельцев МСП, начавших как команда или купивших свой бизнес. В МСП, начатых как семейное предприятие, именно семья является более важной единицей, чем индивид. Здесь явно прослеживается мотив обеспечения безопасности семейного будущего. Как уже говорилось во введении, все эти неэкономические соображения оказывают сильное влияние на установки МСП в отношении бизнеса, в особенности на отношение к инновации и росту.
2.2. Отношение к росту
Влияние размера фирмы на стремление к росту ясно прослеживается в таблице 1. Однако различия в представлениях о задачах фирм дают основания предположить, что владельцы МСП имеют столь же различные представления о росте. Как показывает таблица 4, МСП всех размеров все-таки тяготеют к рассмотрению роста в терминах экономики и предпочитают измерять его величиной товарооборота.
Данные показывают, что более крупные МСП, как правило, измеряют рост в терминах продаж и прибыли, тогда как более мелкие МСП, а также индивидуальные работники имеют тенденцию использовать в качестве показателей роста также и количество заказов или контрактов. Лишь очень небольшое количество МСП действует в определенных нишах,
где их доля в рынке оказывается серьезным показателем эффективности бизнеса. Весьма важным с точки зрения перспектив политики по отношению к МСП является то, что найм не рассматривается в качестве показателя роста. Похоже, что бывшие нерадивые служащие рассматривают новых служащих как дополнительную затрату, а не как капиталовложение. Мысль о том, что МСП - великие провозвестники нового, мало подтверждается, поскольку предложение новых продуктов не рассматривается большинством как показатель роста.Таблица
4Определение роста в фирмах разной величины
(суждения полностью занятых работников)
(в скобках -проценты)
Число персонала |
Продажи |
Прибыль |
Доля рынка |
Заказы |
Продукция |
Персонал |
Помещения |
Другое |
Всего |
(%) |
ИЧП |
42 |
27 |
2 |
21 |
1 |
1 |
1 |
5 |
686 |
(27) |
2 - 9 |
52 |
29 |
2 |
11 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1262 |
(50) |
10 - 14 |
62 |
21 |
1 |
8 |
- |
4 |
5 |
3 |
191 |
(8) |
15 - 24 |
59 |
27 |
2 |
6 |
1 |
1 |
1 |
3 |
175 |
(7) |
25+ |
59 |
32 |
- |
4 |
- |
2 |
- |
3 |
203 |
(8) |
Всего |
1248 |
706 |
45 |
313 |
19 |
43 |
14 |
129 |
2517 |
(100) |
(%) |
(50) |
(28) |
(2) |
(12) |
(1) |
(2) |
(1) |
(5) |
(100) |
|
(2= 121.67; DF= 40; p<0.0000)
Представленные данные не дают информации о стабильности отношения МСП к росту. Результаты всех исследований ТИМБ свидетельствуют о большом влиянии внешних экономических обстоятельств на прогнозы роста собственного дела у владельцев МСП. Начиная с 1989 года, МСП отмечали как свою главную проблему низкий товарооборот и недостаток продаж. Не удивительно, что объем продаж значит для них так много.
Связь структуры и размера МСП с ожиданием роста представлены в следующих двух таблицах. В таблице 5 приводятся ответы тех же 902 владельцев МСП, что в 1991 году отвечали на вопрос о стремлении к росту, и позже, в 1995, - о том, как была основана их фирма. В этой таблице весьма наглядна также связь между культурным влиянием и обстоятельствами возникновения фирмы.
Таблица 5
Стремление к росту и обстоятельства основания фирмы
Индивидуально |
Семейно |
Командой |
Покупка |
Другое |
Всего |
% |
|
Позитивное |
61 |
7 |
13 |
14 |
5 |
354 |
39 |
Не расположены |
73 |
9 |
6 |
10 |
2 |
292 |
32 |
Не уверены |
67 |
8 |
14 |
9 |
2 |
132 |
15 |
Выход |
50 |
8 |
16 |
23 |
3 |
124 |
14 |
Всего по столбцам |
578 |
69 |
103 |
121 |
31 |
902 |
100.0 |
% |
64 |
8 |
11 |
13 |
4 |
100.0 |
|
(2= 78.35, DF = 48, p<0.00370)
Индивидуалистические тенденции прослеживаются в сильном сопротивлении росту у тех, кто основал свою фирму самостоятельно. На пике спада, в 1991 году, основная задача была не рост, а выживание. Однако те, кто начинал командой или с партнерами, а также те, кто приобрел готовое дело, более настроены на рост и в то же время готовы продать свои фирмы, для оправдания сделанных капиталовложений. К 1995 команды были еще более ориентированы на рост и на продажу дела, тогда как одиночные основатели не склонны производить ни те, ни другие изменения положения. Эти данные подтверждают результаты другого исследования, согласно которому команды существуют в бизнесе дольше и обладают большим потенциалом роста (Vyakarnam and Jacobs, 1993).
С окончанием спада во многих отраслях производства использование прибыли в качестве показателя роста возросло с 20% до 28%.
Влияние культуры и внешней экономической ситуации заметны в следующей таблице, где исследуется ориентация на рост в зависимости от типа фирмы.
Таблица 6
Ожидания роста в зависимости от типа предприятия (1995 год)
ИЧП |
Семейная фирма |
Собств. компания |
Филиал |
Партнерство |
Кооператив |
Другое |
Всего |
% |
|
Позитив |
22 |
18 |
29 |
3 |
16 |
8 |
3 |
1558 |
62 |
Нерасполож. |
34 |
14 |
22 |
3 |
18 |
7 |
3 |
744 |
30 |
Выход |
27 |
13 |
35 |
3 |
14 |
4 |
4 |
215 |
9 |
Всего |
656 |
412 |
685 |
67 |
416 |
187 |
94 |
2517 |
100.0 |
% |
26 |
16 |
27 |
3 |
17 |
7 |
4 |
100.0 |
|
(x2=119.54, DF = 40, p<0.00000)
Из обследованных 2,517 МСП почти 2/3 нацелены на рост (62%), те, кто не стремился к этому, исчезли. Рост понимается ими в основном как увеличение продаж, но не целенаправленное увеличение штата сотрудников. Резкое увеличение направленных на рост МСП в 1991 году ясно показывает значение внешних экономических факторов для владельцев МСП.
Имеется примерное равенство между нацеленными на рост и не нацеленными на рост владельцами МСП, нарушаемое лишь в среде одиночек (в целом на рост не направленных), и инкорпорированных МСП, в целом на рост направленных. Это свидетельствует в пользу того, что ограничения, накладываемые на рост избыточным индивидуализмом в форме желания быть оставленным в покое, не зависят от внешних экономических влияний и, похоже, составляют центральную часть культуры индивидуальной трудовой деятельности.
Таким образом, желание личной свободы, которое указывалось большинством владельцев МСП в качестве основного мотива начала их карьеры в этой области, может служить отрицательным фактором для роста и развития бизнеса (Gray, 1992 a & b).
2.3 Желание личной независимости
Доминирование мотива независимости - наиболее частое основание начала карьеры владельца МСП. Настоящее и прошлое политики предпринимательства проникнуто идеологией индивидуализма. Ограничения, которые накладываются страхом потерять личный контроль со стороны владельцев управляющих МСП, широко обсуждались (Gray, 1990, 1992,в). Однако независимость - далеко не однозначное понятие и нуждается в дальнейшем исследовании. Респондентам было предложено определить, как они понимают независимость, выбрав из ряда формулировок. Предлагались варианты:
"оставьте меня в покое", "быть ответственным за собственные решения", "быть ответственным за автономные операции в рамках более крупной системы" . Из таблицы 7 видно, что лидирующее место занимает индивидуалистическое стремление "принимать мои собственные решения", а менее индивидуалистическое - "вести собственные операции" - с большим отрывом заняло второе место.Таблица 7
Определения независимости при различных размерах фирмы
Число персонала |
Принимать свои решения |
Чтобы не говорили, что делать |
Решать за других |
Остаться в покое |
Автономные операции |
Другое |
Всего |
(%) |
ИЧП |
52 |
5 |
2 |
5 |
22 |
14 |
686 |
(27) |
2 - 9 |
54 |
6 |
1 |
2 |
28 |
10 |
1262 |
(50) |
10 - 14 |
48 |
6 |
2 |
- |
34 |
11 |
191 |
(8) |
15 - 24 |
50 |
5 |
2 |
1 |
34 |
9 |
175 |
(7) |
25+ |
50 |
4 |
2 |
- |
33 |
9 |
203 |
(8) |
Всего |
1319 |
132 |
38 |
63 |
695 |
270 |
2517 |
(100) |
(%) |
(52) |
(5) |
(2) |
(3) |
(28) |
(11) |
(100) |
|
Первая из рассматриваемых категорий (желание "принимать собственные решения") может рассматриваться как стремление к усилению личной власти; категория "автономных операций" отражает социальную и взаимозависимую природу бизнеса. Все 63 респондента, которые хотели быть "оставленными в покое", были индивидуалами или представляли семейные фирмы из 2-3 человек. Представители всех групп озабочены проблемой личного контроля
, однако те, кто управляет более крупными МСП, значительно более склонны определять независимость в неиндивидуалистической манере. Принимая во внимание фактор социального одобрения, легко понять, что лишь немногие владельцы МСП признавали, что любят, когда другие исполняют их волю, или что они боятся делать то, что другие будут встречать неодобрительно. Легко предположить, что владельцы МСП такого типа скорее всего не станут заполнять опросники и тем самым менее представлены в анализируемой выборке. Даже у способных и успешных владельцев МСП желание независимости может тормозить дальнейший рост, если они будут ставить себе нереалистичные или недостижимые цели. Как показывает таблица 8, исследование 1995 года подтвердило связь между желанием роста и различными типами понимания независимости.Таблица 8
Желание роста и тип понимания независимости (1995 год)
Принимать свои решения |
Чтобы не говорили, что делать |
Решать за других |
Работать одному |
Автономные операции |
Другое |
Всего |
% по строкам |
|
Позитив. |
48 |
6 |
2 |
2 |
32 |
11 |
1558 |
62 |
Не располож. |
61 |
5 |
1 |
4 |
19 |
10 |
766 |
30 |
Выход |
53 |
5 |
1 |
3 |
27 |
11 |
193 |
8 |
Всего |
1319 |
132 |
38 |
63 |
695 |
82 |
2517 |
100 |
% по |
52 |
5 |
2 |
3 |
28 |
11 |
100 |
|
(2= 92.17, DF = 30, p<0.0000)
В полученных данных преобладают высказывания, относящиеся к желанию упрочить собственное положение, однако готовность пойти на сокращение роста ради того, чтобы удержать под личным контролем свой бизнес, проступает весьма явно. Вместе с тем подтвердилось предположение, что менее индивидуалистическая идея автономной работы в рамках более крупной системы шире распространена среди ориентированных на рост и предпринимательских МСП (72% "автономных операторов" ориентированы на рост, и лишь 56% из них ответили в более индивидуалистической манере о желании принимать собственные решения). Развитие идеи автономной работы в более крупной системе очень созвучно современной практике менеджмента и оставляет далеко позади идею управления с тотальным контролем. Однако насколько эти понятия отражаются в поведении предпринимателей, не столь ясно.
2.4. Личный контроль и деловое поведение
Отметив связь между ориентацией на рост и менее индивидуалистическим пониманием личной независимости, важно проследить, имеется ли реальная связь между этими факторами и актуальным поведением человека в бизнесе. Такое исследование должно было бы проводиться как серия лонгитюдных идеографических описаний, включающих посещение рабочих мест по типу "до и после". Метод опроса слишком зависит от ошибок респондентов, в основном из-за эффектов социальной желательности, избирательного приписывания причины одному из факторов и просто несовершенства памяти. В качестве предварительного исследования испытуемым были заданы вопросы в отношении таких показателей их деятельности, как рост товарооборота и числа постоянно занятых людей за последние 10 лет (то и другое было проверено с помощью регулярных обзоров ТИМБ и были обнаружены лишь самые незначительные расхождения). Таблица 9, где объединены показатели роста продаж и роста персонала, показывает, как желание роста в 1991 году (во время промышленного спада производства) проявилось в последующей деятельности.
Таблица 9
Стремление к росту (в 1991 году), рост продаж (в 1995 году)
и рост численности персонала (1985-95 годы)
Рост продаж (1994-95) |
Рост персонала (19 84-94) |
|||||||||
|
Реальный рост |
То же состояние |
Падение |
Всего |
% |
Рост |
То же |
Сокращение |
Всего |
% |
Позитив. |
53 |
27 |
19 |
648 |
38 |
76 |
9 |
15 |
341 |
38 |
Не располож. |
50 |
27 |
23 |
666 |
38 |
50 |
30 |
20 |
347 |
39 |
Другое |
56 |
23 |
21 |
411 |
24 |
54 |
20 |
26 |
214 |
24 |
Всего |
907 |
447 |
365 |
1719 |
100 |
549 |
176 |
177 |
902 |
100.0 |
% |
53 |
26 |
21 |
100 |
|
61 |
20 |
20 |
100.0 |
|
В отношении роста продаж интересно отметить, как в среднем МСП выходили из спада: более половины из них сообщало о реальном росте продаж (принимая в расчет инфляцию); но сколь же разнородным был этот процесс - многие фирмы оставались на прежнем уровне (т.е. в реальных терминах, терпели убыток), или переживали падение продаж. Отмечается также влияние внешних структурных факторов на ожидание роста МСП. Те из них, которые не были расположены к росту в 1991 году, в действительности выросли и по продажам, и по численности персонала в 1995 году. Хотя МСП предпочитают использовать товарооборот как показатель роста, их торговые проекты, очевидно, отражают оценку существующего вокруг них климата бизнеса и полезны для
краткосрочных прогнозов, хотя и не содержат более долговременных ожиданий и более стратегических целей.Рост постоянно занятого персонала за последние 10 лет является более стабильным критерием предпринимательского успеха. Более 3/4 МСП с позитивными интенциями роста (в период экономического спада) сообщили впоследствии об увеличении найма. Эти результаты могут обнадеживать тех, кто осуществляет политику местной поддержки МСП. Они свидетельствуют о том, что предпринимательски настроенные МСП, обладающие потенциалом для уверенного роста, имеют также способность к планированию и более стратегическому мышлению. Однако, таких очень немного. В вопросах ориентации на рост (1991, 1995 гг.) респонденты отвечали о своих общих целях роста, а не о непосредственных планах (которых касались три отдельных вопроса о продажах, занятости и капиталовложениях). Чуть более половины из ориентированных на рост МСП достигли своих целей по продажам (они составляют 20% всей выборки по ценам и 28% по росту персонала)
Хотя 84% МСП заявили, что планируют свои продажи и инвестиции более чем на год, реальные результаты свидетельствуют о том, что это или не так, или их прогнозы весьма не точны. Лишь 1/3 активно используют бизнес-план, еще 8% сообщают, что у них есть план, но они зачастую его не используют. Как показывает таблица 10, МСП, ориентированные на рост, склонны активно использовать бизнес-план, однако даже среди них достигшие запланированного роста составляют меньшинство.
Таблица 10
Цели роста и использование бизнес-плана (1995 г
.)
Задачи |
Плана |
Пассивное |
Активное |
Всего |
% |
Позитив |
55 |
8 |
37 |
1558 |
62 |
Не располож. |
70 |
7 |
24 |
766 |
30 |
Выход |
59 |
6 |
35 |
193 |
8 |
Всего |
1510 |
178 |
829 |
2517 |
100 |
% |
60 |
7 |
33 |
100 |
|
(2= 53.17, DF = 6, p<0.0000)
Фактически 578 ориентированных на рост МСП, утверждающих, что активно пользуются бизнес-планом, составляют менее 1/4 (23%) от всей выборки. Примерно та же пропорция - у достигших реального роста продаж и найма. 63% ориентированных на рост МСП, не планирующих свой рост формально, могут все же считаться предпринимательскими и достаточно гибкими в своем деловом поведении. Существуют, однако, свидетельства, что их потенциал остается недостаточно раскрытым из-за доминирования индивидуалистических представлений о личной независимости. Действительно, 40% из 1022 респондентов, утверждавших, что принимают решения с перспективой на 2 года, отметили также, что рассматривают возможные последствия для личной независимости при любом решении, касающемся расширения их бизнеса. В таблице 11 приводится перечень вопросов, на решение которых влияло стремление к личной независимости.
Таблица 11
Влияние стремления к личной независимости на принятие деловых
решений предпринимательскими МСП
Задачи роста (1995) |
||||||||||
|
Расшире-ние |
Вступле-ние в СП |
Принять инвести-ции со стороны |
Принять крупный контракт |
Делеги-ровать представителей |
Принять совет со стороны |
Контроль качества |
Экспорт |
Всего |
% |
Позитивное |
67 |
67 |
70 |
59 |
62 |
56 |
71 |
74 |
949 |
61 |
Не расположены |
26 |
25 |
22 |
34 |
31 |
36 |
26 |
21 |
848 |
31 |
Продать |
7 |
8 |
8 |
7 |
7 |
7 |
4 |
5 |
116 |
8 |
Всего |
865 |
765 |
694 |
541 |
312 |
294 |
126 |
110 |
1549 |
100 |
% |
37 |
33 |
30 |
23 |
13 |
13 |
5 |
5 |
100 |
|
В таблице приведены ответы лишь тех МСП, которые увеличили состав постоянно занятого персонала за последние 10 лет. Такой подход исключает большинство индивидуалов-одиночек и маленькие статичные фирмы, оставляя 1549 МСП (около 62% от всей выборки исследования- 2517 МСП).
949 МСП, сообщивших о стремлении к росту, (около 38% всей выборки) могут рассматриваться как представители предпринимательских фирм с точки зрения актуальной мотивации и прошлой деятельности. Первые 4 колонки выявляют влияние мотива независимости на планы расширения (37% выборки принимают в расчет возможные последствия для своей личной независимости и на свои отношения с потенциально могущественными фирмами и личностями). Все различия между МСП, сообщившими, что на них влияют соображения личной независимости, и теми, кто утверждал обратное, являются высоко значимыми (р. <0,002). В колонках 2 и 3 (совместные предприятия и внешние инвестиции) выявляются отношения с властями. Предпринимательские фирмы обнаруживают здесь выжидательную позицию, тогда как нерасположенных к росту беспокоит доминантность контрактера. Отношения влияния, включенные в оставшиеся колонки, менее формальны и более произвольны, в них нет статистической достоверности.
3. Обсуждение
Цели и ожидания отдельных предпринимателей формируются под влиянием их потребностей, возможностей, ограничений и способностей. Вместе с тем результат, конечная удовлетворенность, выбор цели зависят также и от ценностных установок, социальных позиций и надежд, которые индивидуальные предприниматели связывают с собой - со своим образом Я. Последний отражает более широкий культурный контекст человека - его семью, коллег, его социальный класс, этническую группу и т.д. Все эти влияния чрезвычайно сложны и действуют совместно. Несмотря на социокультурные различия МСП, включенные в производство, бизнес-услуг или в систему распределения (продавцы, оптовики и дистрибьюторы), менее озабочены потенциальной угрозой их личной автономии. Это проливает дополнительный свет на понятие предпринимательства. Ориентированные на рост владельцы МСП могут желать его лишь до определенного предела. Достижение даже довольно скромного уровня роста может вызвать удовлетворение и ослабление дальнейшей мотивации. Это обстоятельство подчеркивает сложность мотивационной проблемы в поведении предпринимателя и развитии его дела. Было бы слишком упрощенно представлять дело так, что
развитие малого бизнеса может быть объяснено на основе одного лишь мотива максимизации выгоды или что общественная политика может управлять поведением предпринимателя. Возможно, новое "информатизированное общество" сумеет создать условия, усиливающие ориентацию на рост в автономных предпринимательских МСП. Приведенные данные свидетельствуют о том, что даже предпринимательские МСП весьма озабочены защитой своей автономии и личной независимости. Эту озабоченность следует принять во внимание при разработке политики, направленной на поддержку предпринимательского движения и повышения управленческих навыков существующих предпринимательских МСП.
ЛИТЕРАТУРА
Advisory Council on Science and Technology (ACOST), Cabinet Office. (1990). The
Enterprise Challenge: Overcoming Barriers to Growth in Small Firms. HMSO. London.
Bangemann M. (1994). 'Europe and the global information society'. Recommendations to the European Council. May. EC. Brussels.
Bolton J. (1971) Small Firms - Report of the Committee of Inquiry on Small Firms. Cmnd 4811. HMSO. London.
Constable J and McCormick R. (1987). The Making of British Managers. BIM/CBI. London.
Daly M. (1991) 'The 1980s - a decade of growth in enterprise'. March. Employment Gazette pp 109-134. HMSO. London.
ENSR (1993). The European Observatory for SMEs. EIM. Zoetermeer, Netherlands.
Gray C. (1990). 'Business Independence - impediment or enhancement to growth in the 1990s?'. 13th National Small Firms Policy and Research Conference. Harrogate, Yorks.
Gray C. (1992) 'Growth-orientation and the small firm'. Chapter 5, pp 59 - 71, in Small Enterprise Development: policy and practice in action. Caley K, Chell E, Chittenden F and Mason C (eds), 1992, Paul Chapman, London ISBN 1-85396-215-5.
Gray C. (1993). 'Stages of Growth and entrepreneurial career motivation'. Chapter 9, pp 149 - 159, in Small Firms- recession and recovery. Chittenden F, Robertson M and Watkins D (eds.). 1993. ISBA/Paul Chapman. London. ISBN 1-85396-249-X
Mangham I and Silver M. (1986). Management Training: context and practice. ESRC/DTI. London.
Schumpeter J. (1934). Theory of Economic Development. Harvard University Press. Cambridge, Mass.
Small Business Research Trust. NatWest/SBRT Quarterly Survey of Small Business in Britain. 1985-95. Volumes 1-11 SBRT. London.
Stanworth J and Gray C (eds). (1991) Bolton 20 Years On. Paul Chapman, London.
Storey, D. (1994). Understanding the Small Business Sector. Routledge. London.
Storey, D and Johnson, S. (1987). Job Generation and Labour Market Change. Macmillan. Basingstoke.
Vyakarnam, S and Jacobs, R. (1993). 'Teamstart - overcoming blockages to small business growth'. Paper presented to the 16th National Small Business Policy and Research Conference, Nottingham.
Перевод с английского Н.А.Алмаева
Редактирование Т.Н.Ушаковой