№
п/п |
Наименование тем |
Количество часов |
Раздел 1. Введение в курс |
1 |
Основы экономической психологии |
2 |
2 |
Личность в экономике |
2 |
Раздел 2. Психологические аспекты макроэкономики |
3 |
Деньги: психологические аспекты |
2 |
4 |
Психология доходов и сбережений |
2 |
5 |
Психологические аспекты экономической политики |
2 |
6 |
Финансовая психология |
2 |
Раздел 3.Психологические аспекты микроэкономики |
7 |
Психология трудовой деятельности |
2 |
8 |
Психологические основы рынка и потребления |
2 |
Раздел 4. Прикладная экономическая психлогия |
9 |
Психология взаимодействи с деловым партнером |
2 |
10 |
Деловая речь: психологический ракурс |
2 |
11 |
Психологические правила экономического текста |
2 |
12 |
Преподаватель и студент: аспекты взаимного психологического влияния |
2 |
ИТОГО: |
24 |
ПРОГРАММИ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1 Основы экономической психологии
- Становление экономической психологии как науки
- Предмет исследования
- Экономическая психология в поисках своего места
- Ведущие теоретические концепции: мотивации, познания, взаимодействия
Тема 2. Личность в экономике
- Человек и рыночная экономика: аспекты взаимосвязи
- Основы психологического поведения человека с сфере экономики
- Типы экономического поведения личности
Тема 3. Деньги: психологические аспекты
- Деньги как объект психологических исследований
- Восприятие ценности денег
- Реакция на отток денег
Тема 4. Психология доходов и сбережений
- Психология доходов
- Сбережения: психологические аспекты, цели и мотивы
- Изменения в сберегательном менталитете
Тема 5. Психологические аспекты экономической политики
- "Государство" в сознании граждан
- Разработка курса экономической политики' психологические основы
- Субъекты экономики: восприятие экономической политики
- Поведение субъектов. Психология теневой экономики
Тема 6. Финансовая психология
- Психология восприятия системы государственных доходов
- Психологическое отношение к государственным расходам
Тема 7. Психология трудовой деятельности
- Психология выбора профессии
- Мотивация к труду
- Проблема удовлетворенности трудом
Тема 8. Психологические основы рынка и потребления
- Особенности методологии исследования
- Психология предложения
- Психологическое воздействие цены
- Психология рекламы
- Психология спроса
Тема 9. Психология взаимодействия с деловым партнером
- Объективная потребность в прикладной психологии
- Психологические основы деловых контактов
- Методы психологического влияния
Тема 10. Деловая речь: психологический ракурс
- Устное выступление: принципы подготовки
- Психология живой речи
Тема 11. Психологические правила экономического текста
- Психологические правила подачи содержания
- Воздействие оформлением
- Удачный текст - хороший имидж
Тема 12. Преподаватель и студент: аспекты взаимного психологического влияния
- Учеба в вузе: аспекты психологии восприятия. Методы наблюдения. Систематизация типов поведения окружающих.
- Активная психологическая позиция студента: принципы реализации своего влияния. Коррекция внешних факторов. Воздействие на преподавателя
Методические указания о подготовке к зачету по предмету "Экономическая психология"
Студенты, активно работающие в ходе семестра в рамках данного курса, имеют возможность получить зачет-автомат. Конкретные условия активной работы могут представлять собой следующие варианты:
- Активный процесс восприятия лекционного материала, выступления с докладами, подготовка домашних заданий (в форме структурно-логических схем, тезисов).
- Подготовка реферата или эссе по одной из предлагаемых тем.
- Подготовка практического задания, основанного на использовании методов социальной психологии (перечень заданий прилагается).
Список тем, рекомендуемых для написания рефератов (или эссе) по курсу: "Экономическая психология"
- Основные сферы и проблемы экономической психологии в условиях социально-экономических изменений в России.
- Личность в экономике.
- Поведение человека в экономике и его ожидания.
- Потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации человека в условиях рыночных отношений.
- Рациональное и иррациональное в человеке.
- Сознание и подсознание личности.
- Менталитет населения как экономический фактор
- Собственность как психологический и экономический феномен.
- Психология управления отношениями собственности.
- Социально-психологические проблемы адаптации населения к рынку.
- Рынок как объект социально-психологического анализа.
- Психологические аспекты трудовой деятельности.
- Восприятие обществом экономической политики государства.
- Основы финансовой психологии.
- Психологические аспекты восприятия населением системы государственных доходов и расходов
- Экономико-психологические проблемы налоговой политики и налогообложения.
- Риск н экономическое решение: аспекты взаимосвязи.
- Экономико-психологический анализ эффективности использования трудовых ресурсов организаций и фирм.
- Психология спроса и накопления, аспекты сберегающего поведения.
- Закономерности повеления субъектов рынка в условиях инфляции и экономических кризисов.
- Социально-психологические основы управления.
- Динамика ценностных ориентаций молодежи в изменяющихся экономических условиях.
- Психологические функции рекламы.
- Психология потребительского поведения.
- Динамика потребительских предпочтений у разных групп потребителей.
- Потребительское поведение субъекта в переходной экономике.
- Рост уровня притязаний в сфере благосостояния среди молодежи в условиях переустройства российского общества.
- Психологическая готовность к экономическому риску.
- Психологические проблемы ценообразования.
- Психологические аспекты отношения к деньгам.
- Имидж как социально-психологическое явление.
- Психологические правила деловой речи.
- Психологические основы деловых контактов.
- Жесты и мимика в деловых контактах.
- Деловой партнер: методы его психологического изучения.
- Деловые партнеры: методы взаимного психологического влияния.
- Экономический текст как сфера психологического анализа.
- Внешность человека и его поведение: возможности психологического анализа.
- Комплимент как социально-психологическое явление.
Методические требования к рефератам (эссе)
- Реферат должен иметь четкую логическую структуру.
- Оглавление должно быть размещено в начале текста.
- Оглавление должно быть сравнительно кратким: 3-4 пункта. Не рекомендуется обозначать их главами.
- Реферат должен показать умение автора теоретически обобщать, классифицировать, находить интересные взаимозависимости экономико-психологических явлений.
- Автору реферата следует показать свое утаение пользоваться научным аппаратом (системой ссылок, сносок, цитат, графиков, формул, библиографии).
- Одним из важных показателей подготовленности автора реферата - наличие умело сделанного заключения (резюме) работы.
- Приводимая в конце работы библиография - один из важнейших "сигналов", свидетельствующая о подготовленности автора реферата. Неумение правильно составлять список источников - типичная ошибка у 80% студентов. Первейший принцип - опора на алфавит.
- Объем реферата: 15-20 страниц
- Межстрочный интервал: 1,5
- Размер шрифта: 13, 14.
Перечень практических заданий, основанных на использовании метода социально-психологических опросов
Подробное описание прелагаемых заданий содержится в книге: Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М, ЮНИТИ, 1999. Далее приводятся страницы и номера заданий:
- С. 21, практическое задание 1;
- С. 44, практическое задание 1-4;
- С. 69, практическое задание 1-2;
- С. 98-99, практическое задание 1-3;
- С. 113-114, практическое задание 1;
- С. 131, практическое задание 1;
- С. 150, практическое задание 1;
- С. 166-167, практическое задание 1-2;
- С. 183, практическое задание 1.
Студент имеет возможность самостоятельно выбирать то задание, которое ему покажется наиболее интересным.
Рекомендуемая литература:
- Автономов B. C. Модель человека в экономической науке. С11Б, 1998.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1996.
- Бердяев Н. А. Русская идея// Вопросы философии. 1990, №1-2.
- Бункина М. К., Семенов В.А. Экономика и психология. М., 1998.
- Выготский Л. С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. М.. 1993.
- Девис Ф. Создай себе имидж. Как своим видом излучать успех. Минск. 1998.
- Ермолаева Е. П. Ермаков А. Г., Спасенников В. В. Экономическая психология предпринимательской деятельности. М., 1999.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на других людей. Пер. с англ., М.: Прогресс, 1989.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998.
- Лебон Г. Психология социализма. СПБ, 1995.
- Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990, №4.
- Ментальность россиян. М., 1997.
- Основы экономической психологии // Под ред. В.М. Соколинского. М., 1999.
- Попов В.Д. Психология и экономика. М.. 1898.
- Соколинский В.М. Психологические основы экономики. М., 1999.
- Сопер П. Основы искусства речи. Книга о науке побеждать / Пер. с англ. Ростов- на- Дону., 1995.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
- Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1992.
- Шпигель Дж. Флирт - путь к успеху. Практическое пособие для мужчин и женшин. СПБ. 1999.