на главную страницу к началу раздела
Семенов М.Ю. Методический подход к изучению понятия “деньги” в структуре ценностей человека (тезисы доклада) // Материалы научно-практической конференции “Современное общество”, посвященной 25-летию Омского Государственного университета. Омск. 29-30 октября 1999 года /Омск: ОмГУ, 1999. — С. 219-221.
Семенов Михаил Юрьевич
Методический подход к изучению понятия “деньги” в структуре ценностей человека
Омский государственный университет
Как известно, методика М. Рокича предполагает построение иерархии ценностей, или определение, что важнее. Для исследования места денег в жизни человека необходимо определение более сложных отношений между ценностями. Причина и следствие, средство и цель — философские категории, отражающие всеобщую необходимую связь между явлениями.
Поэтому мы модифицировали методику так, чтобы она позволяла исследовать иные типы отношений, а именно — причинно-следственные и отношения типа “цель-средство”. Причем исследуемое понятие мы ставим в середину, получая схемы:
Как нам кажется, разница между отношениями “цель-понятие-средство” и “причина-понятие-следствие”, определяется, помимо всего прочего, активностью/пассивностью исследуемого понятия. В отношении “цель-средство” предполагается активная целенаправленная деятельность, в отношении “причина-следствие” — пассивный, естественный ход событий.
В методике испытуемым предлагали пары понятий, одной составляющей которых было слово “деньги”, а другой — терминальные ценности из методики М. Рокича. Испытуемых просили определить, что в паре является причиной, а что следствием, например: “Как вы считаете, в паре “деньги и здоровье”, что является причиной, а что — следствием?”. Аналогичным образом проводили сравнение в категориях “цель-средство”. Мы провели исследование весной 1998 года на двух группах испытуемых: первая группа — мужчины и женщины от 40 до 50 лет, вторая группа — юноши и девушки от 16 до 20 лет. Выбор этих групп определялся предыдущими исследованиями с применением метода семантического дифференциала, когда мы выявили — как наиболее существенные — возрастные отличия.
Результаты исследования.
Деньги являются связующим звеном между здоровьем, семьей, работой, с одной стороны, и любовью, друзьями, свободой, развлеченьями, с другой стороны. Важнее денег такие статические ценности, как здоровье и семья.
Таблица 1. Результаты исследований иерархии ценностей по методике М. Рокича.
Иерархия ценностей |
|
Группа от 16 до 20 лет |
Группа от 40 до 50 лет |
здоровье деньги любовь работа семья друзья свобода развлечения |
здоровье семья работа деньги друзья любовь развлечения свобода |
Несколько иные отношения мы получаем по отношениям “цель-средство” и “причина-следствие” (см. Таблица 2).
Таблица 2. Результаты исследования отношений к деньгам в группе от 40 до 50 лет, в скобках — в группе от 16 до 20 лет (А — деньги-следствие, Х-причина; Б — деньги-причина, Х-следствие; В — деньги-цель, Х-средство; Г — деньги-средство, Х- цель).
х |
здоровье |
семья |
работа |
друзья |
любовь |
развлечения |
свобода |
А |
9 (10) |
10 (1) |
10 (4) |
6 (8) |
2 (6) |
0 (2) |
2 (2) |
Б |
1 (0) |
0 (9) |
0 (6) |
4 (2) |
8 (4) |
10 (8) |
8 (8) |
В |
6 (10) |
6 (10) |
9 (4) |
1 (8) |
2 (10) |
2 (0) |
4 (6) |
Г |
4 (0) |
4 (0) |
1 (6) |
9 (2) |
8 (0) |
8 (10) |
6 (4) |
Анализ данных показывает, что предложенные методики, с одной стороны, в целом подтверждают данные друг друга, но с другой — не совпадают, фиксируя уникальные характеристики отношений. Для наглядности и простоты анализа лучше построить схему.
Рис. 1. Результаты исследования отношений к деньгам в группе от 16 до 20 лет.
Иерархия ценностей более похожа на отношения типа “причина-следствие”. Следует, также отметить отличие отношений в рассматриваемых двух категориальных парах, так и между возрастными группами. Например, для взрослых приложим тезис “были бы деньги, а друзья будут”, а молодежь придерживается противоположной позиции “были бы друзья, а деньги будут”.