на главную страницу к началу раздела
Семенов М.Ю. Представленность денег в образе мира (статья) // Сибирский психологический журнал. – 2000. – Вып. 12. – С. 66-67.
Как определяет А. Н. Леонтьев, “… всякая вещь первично положена объективно — в объективных связях предметного мира; что она — вторично — полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании (в своих идеальных формах)… Мы действительно строим, но не Мир, а Образ, активно "вычерпывая" его, как я обычно говорю, из объективной реальности… У человека мир приобретает в образе пятое квазиизмерение. Оно ни в коем случае не есть субъективно приписываемое миру! … Предметный мир выступает в значении, т. е. картина, мира наполняется значениями… В картину мира входят невидимые свойства предметов: а) амодальные — открываемые промышленностью, экспериментом, мышлением; б) "сверхчувственные" — функциональные свойства, качества, такие, как "стоимость", которые в субстрате объекта не содержатся. Они-то и представлены в значениях! … Здесь особенно важно подчеркнуть, что природа значения … во всей совокупности человеческой практики, которая в своих идеализированных формах входит в картину мира”[2].
Роль денег в жизни человека с точки зрения психологии, или их представленность в образе мира (по А. Н. Леонтьеву), можно определять не только в качестве значений, но и в соответствии с другими психологическими образованиями. Это могут быть ценностные ориентации, жизненные ориентации (Низовских Н. А.), семантические пространства (Артемьева Е. Ю., Петренко В. Ф.), личностные конструкты (Франселла Ф., Банистер Д.), ассоциативные связи и т.п.
Существует достаточно отработанный методический аппарат, позволяющий раскрывать связи, в которых находятся деньги по отношению к другим рядоположенным объектам или явлениям в образе мира. Раскрытие этих связей предполагает некоторую интеграцию различных психологических структур (ценности, жизненные правила, семантические пространства, личностные конструкты, ассоциативные связи) относительно задач целостного описания представленности денег в образе мира у человека.
“Психические явления, — как пишет С. Л. Рубинштейн в работе “Бытие и сознание”, — связаны со всеми явлениями жизни, со всеми сторонами и свойствами материального мира. В различных связях они выступают в различном качестве: то как рефлекторная высшая нервная деятельность, то как идеальное в противоположность материальному или как субъективное в противоположность объективному. Чтобы всесторонне и верно раскрыть природу психического, необходимо исходить не из абстрактно-всеобщего понятия психического, с самого начала односторонне фиксируя его в том качестве, в каком оно выступает в одном каком-нибудь отношении, надо обратиться к конкретному изучению психических явлений, взять их во всех существенных связях, выявить разные характеристики, соотнести эти характеристики в соответствии с объективной логикой тех связей и отношений, в которой каждое из них выступает. Таков отправной путь подлинно научного исследования, единственно возможный для того, чтобы преодолеть различные “точки зрения”, произвольные в своей односторонности” [5].
Задача по раскрытию связей и отношений денег с другими элементами образа мира, можно сказать, обратная обычной психологической, когда требуется интегрировать (реконструировать) мир относительно какой-либо психологической функции. Например, вводится понятие мотива (психологическая функция), а затем мир человека выстраивается относительно этой функции, и получается структура мотивов человека. То есть, мир человека рассматривается с точки зрения мотива. Мы же ставим фактически обратную задачу: рассмотреть образ мира (внутреннее образование) с точки зрения денег (внешнее образование).
Такая постановка задачи, очевидно, предполагает и группировку людей по критерию различной представленности денег в образе мира, поиск взаимосвязей с социально-демографическим, профессиональными, личностными, социально-психологическими и прочими характеристиками. Это можно назвать структурной задачей. Для ее решения применима в качестве статистической процедуры таксономия — математическая процедура распознавания образов [7].
Другим немаловажным вопросом является и то, какие процессы и механизмы определяют формирование индивидуальных и групповых особенностей в отношении к деньгам. Это можно назвать генетическим аспектом изучения образа мира.
Предварительные исследования в данном направлении проводились на кафедре прикладной психологии Омского госуниверситета в 1997-99 годах. С помощью модифицированной методики М. Рокича в результате обследования 4-х социально-возрастных групп мы получили сведения о различиях в иерархии ценностных ориентаций (см. таблицу).
Таблица. Результаты изучения иерархии ценностных ориентаций (ЦО) по модифицированной методике М. Рокича.
Группы \ ЦО |
деньги |
здоровье |
семья |
работа |
друзья |
любовь |
свобода |
развлеченье |
молодежь |
2 |
1 |
5 |
4 |
6 |
3 |
7 |
8 |
женщины |
4 |
2 |
1 |
3 |
5 |
6 |
8 |
7 |
мужчины |
4 |
1 |
2 |
5 |
3 |
6 |
8 |
7 |
мужчины-заключенные |
7 |
1 |
2 |
6 |
5 |
3 |
4 |
8 |
вся выборка (среднее значение) |
3 |
1 |
2 |
4-5 |
6 |
4-5 |
7 |
8 |
Анализ данных показывает, что налицо наличие взаимосвязи между местом денег в структуре ценностных ориентаций и социально-возрастными характеристиками испытуемых.
Дальнейшая работа проводится в направлении разработки новых методик для изучения характеристик образа мира, построение моделей образа мира, сопоставление результатов измерений на различных объектах.
Литература.
2. Леонтьев А. Н. Образ мира. // Избранные произведения. Т. 2. — М.: Педагогика, 1983.
3. Низовских Н. А. Психологический анализ жизненных ориентаций личности. Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. — М., 1998.
4. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. — М., МГУ, 1988.
5. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. — М., 1957.
6. Франселла Ф., Банистер Д. Новый метод исследования личности. — М., Прогресс, 1987.
7. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.: Наука, 1987. — 248 с.