на главную страницу к началу раздела
Семенов М.Ю. Опыт применения методики “Незаконченные предложения” для исследования стереотипов восприятия жителями города Омска //Российские региональные СМИ. Информационный потенциал и коммуникативные технологии / Под ред. А. С. Сычева. — Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2000. — С. 103 – 105.
Современные коммуникационные технологии предполагают активное использование знаний и методов, заимствованных из других наук. Для исследования стереотипов, которые выступают условием и результатом социальных действий, широко применяются методы психологического исследования, например, метод незаконченных предложений.
В мае 1999 года было проведено исследование, цель которого – выявить стереотипы населения г. Омска о городе.
Задача состояла в то, чтобы провести анализ по следующим параметрам:
· выявление волнующих население проблем;
· представлений омичей о городе Омске;
· представлений омичей об основных изменениях, происшедших в городе Омске.
В исследовании приняли участие 48 человек: 24 мужчины и 24 женщины трех возрастных групп: 18-39 лет, 40-55, старше 55. Кроме того, респонденты проживали в 3-х разных районах. Была использована методика “Незаконченные предложения”, модифицированная согласно нашим задачам. Изучали актуальные стереотипы омичей.
И.Л.Викентьев в целях аналитического сопровождения рекламы предлагает использовать методику неоконченных предложений для выявления стереотипов, и вводит понятие стереотипа через доминату (А. А. Ухтомский). Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС. Доминанта, перешедшая на более спокойную стадию, становится стереотипом. Стереотип — это предубеждение [1].
Чтобы выявить содержательные конструкты оценивания, мы использовали 2 схемы сравнения: пространственную — Омск и другие города, и временную — изменения в Омске за последнее время, а также прямое оценивание проблем населения. Таким образом, получилось 3 неоконченных предложения:
1. Больше всего людей волнует, что в городе…
2.За последние годы в Омске…
3.В отличие от других городов, в Омске…
Респондентам зачитывали начало предложения и предлагали их закончить. Обработка результатов велась, прежде всего, по выделению типов оценок населением своего города, т.е., использовались качественные методы.
В результате проведенного исследования можно выделить наиболее активные (актуальные) стереотипы населения г. Омска (вопрос “Больше всего людей волнует, что в городе…”): задержки выплат зарплаты и пенсий, развал экономики, нестабильность и неуверенность в будущем, безработица, снижение благосостояния населения, рост цен, бездомные дети, транспорт, наркомания, неухоженность окраин города.
Можно отметить, что респонденты старше 50 лет выделяют такую проблему, как война между мэром и губернатором. По ответам респондентов-мужчин можно добавить к данному списку плохое состояние автомобильных дорог и высокие налоги.
Вывод: таким образом, активные стереотипы населения касаются экономической, социальной сфер и благоустройства города.
Представления омичей об Омске носят больше позитивный, чем отрицательный характер. Город Омск, в представлениях омичей, чистый, зеленый, красивый, благоустроенный, “спортивный”, имеет спокойные межнациональные отношения, в нем хорошие доброжелательные жители.
По мнению омичей, за последние годы в Омске произошли следующие изменения (вопрос: “За последние годы в Омске…”):
· позитивные изменения: “стало красивее”, “внешний вид города улучшился”, “новые фонтаны открыли”,· негативные изменения: “социальное расслоение стало более ощутимым”, “стало больше нищих”, “жизненный уровень снизился”, “стало много наркоманов”.
Таким образом, оценка города последних лет акцентирована на следующих темах: благоустройство города, уровень жизни населения, отношения между людьми, социальные отношения и правопорядок.
Для понимания того, как омичи воспринимают свой город, необходимо провести анализ представлений омичей о том, чем отличается город Омск от других городов. На вопрос: “В отличие от других городов, в Омске…” были получены ответы: “лучше”, “красивее, много зелени”, “не восстанавливается производство”, “бедноватый город, уровень жизни ниже”, “не выдается зарплата”, “мало благоустроены окраины”.
Следовательно, можно сделать вывод о том, что положительные представления омичей о жизни в Омске сконцентрированы вокруг внешнего облика города. Оценки экономической ситуации и уровня жизни носят отрицательный характер.
В результате проведенного исследования мы выявили несколько тем, в рамках которых можно определить группы стереотипов в представлениях населения г. Омска.
Положительные стереотипы: город — чистый, зеленый, красивый, благоустроенный, спокойные межнациональные отношения, хорошие, доброжелательные жители, “спортивный”.
Отрицательные стереотипы: благоустройство города в основном касается центральных улиц и проспектов, в то время как окраинам города уделяется значительно меньше внимания и сил; не выплачиваются во время зарплаты и пенсии; не налажена работа транспорта, плохое информирование населения.
Таким образом, данный набор стереотипов можно рассматривать как исходный для “конструирования социальной реальности” [2], также его можно оценивать как результат целенаправленных действий.