на главную страницу           к началу раздела

Семенов М.Ю. Опыт применения методики “Незаконченные предложения” для исследования стереотипов восприятия жителями города Омска //Российские региональные СМИ. Информационный потенциал и коммуникативные технологии / Под ред. А. С. Сычева. — Омск: Омск. Гос. Ун-т, 2000. — С. 103 – 105.

 

Опыт применения методики “Незаконченные предложения” для исследования стереотипов восприятия жителями города Омска

 

Современные коммуникационные технологии предполагают активное использование знаний и методов, заимствованных из других наук. Для исследования стереотипов, которые выступают условием и результатом социальных действий, широко применяются методы психологического исследования, например, метод незаконченных предложений.

В мае 1999 года было проведено исследование, цель которого – выявить стереотипы населения г. Омска о городе.

Задача состояла в то, чтобы провести анализ по следующим параметрам:

·  выявление волнующих население проблем;

·  представлений омичей о городе Омске;

·  представлений омичей об основных изменениях, происшедших в городе Омске.

В исследовании приняли участие 48 человек: 24 мужчины и 24 женщины трех возрастных групп: 18-39 лет, 40-55, старше 55. Кроме того, респонденты проживали в 3-х разных районах. Была использована методика “Незаконченные предложения”, модифицированная согласно нашим задачам. Изучали актуальные стереотипы омичей.

И.Л.Викентьев в целях аналитического сопровождения рекламы предлагает использовать методику неоконченных предложений для выявления стереотипов, и вводит понятие стереотипа через доминату (А. А. Ухтомский). Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в ЦНС. Доминанта, перешедшая на более спокойную стадию, становится стереотипом. Стереотип — это предубеждение [1].

Чтобы выявить содержательные конструкты оценивания, мы использовали 2 схемы сравнения: пространственную — Омск и другие города, и временную — изменения в Омске за последнее время, а также прямое оценивание проблем населения. Таким образом, получилось 3 неоконченных предложения:

1. Больше всего людей волнует, что в городе…

2.За последние годы в Омске…

3.В отличие от других городов, в Омске…

Респондентам зачитывали начало предложения и предлагали их закончить. Обработка результатов велась, прежде всего, по выделению типов оценок населением своего города, т.е., использовались качественные методы.

Результаты исследования

1. Проблемы населения.

В результате проведенного исследования можно выделить наиболее активные (актуальные) стереотипы населения г. Омска (вопрос “Больше всего людей волнует, что в городе…”): задержки выплат зарплаты и пенсий, развал экономики, нестабильность и неуверенность в будущем, безработица, снижение благосостояния населения, рост цен, бездомные дети, транспорт, наркомания, неухоженность окраин города.

Можно отметить, что респонденты старше 50 лет выделяют такую проблему, как война между мэром и губернатором. По ответам респондентов-мужчин можно добавить к данному списку плохое состояние автомобильных дорог и высокие налоги.

Вывод: таким образом, активные стереотипы населения касаются экономической, социальной сфер и благоустройства города.

2. Представления омичей об Омске.

Представления омичей об Омске носят больше позитивный, чем отрицательный характер. Город Омск, в представлениях омичей, чистый, зеленый, красивый, благоустроенный, “спортивный”, имеет спокойные межнациональные отношения, в нем хорошие доброжелательные жители.

По мнению омичей, за последние годы в Омске произошли следующие изменения (вопрос: “За последние годы в Омске…”):

·  позитивные изменения: “стало красивее”, “внешний вид города улучшился”, “новые фонтаны открыли”,

·  негативные изменения: “социальное расслоение стало более ощутимым”, “стало больше нищих”, “жизненный уровень снизился”, “стало много наркоманов”.

Таким образом, оценка города последних лет акцентирована на следующих темах: благоустройство города, уровень жизни населения, отношения между людьми, социальные отношения и правопорядок.

Для понимания того, как омичи воспринимают свой город, необходимо провести анализ представлений омичей о том, чем отличается город Омск от других городов. На вопрос: “В отличие от других городов, в Омске…” были получены ответы: “лучше”, “красивее, много зелени”, “не восстанавливается производство”, “бедноватый город, уровень жизни ниже”, “не выдается зарплата”, “мало благоустроены окраины”.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что положительные представления омичей о жизни в Омске сконцентрированы вокруг внешнего облика города. Оценки экономической ситуации и уровня жизни носят отрицательный характер.

В результате проведенного исследования мы выявили несколько тем, в рамках которых можно определить группы стереотипов в представлениях населения г. Омска.

Положительные стереотипы: город — чистый, зеленый, красивый, благоустроенный, спокойные межнациональные отношения, хорошие, доброжелательные жители, “спортивный”.

Отрицательные стереотипы: благоустройство города в основном касается центральных улиц и проспектов, в то время как окраинам города уделяется значительно меньше внимания и сил; не выплачиваются во время зарплаты и пенсии; не налажена работа транспорта, плохое информирование населения.

Таким образом, данный набор стереотипов можно рассматривать как исходный для “конструирования социальной реальности” [2], также его можно оценивать как результат целенаправленных действий.

 

Литература.

  1. Приемы рекламы: Методика для рекламодателей и рекламистов. 14 практических приложений и 200 примеров /Викентьев И. Л. — Новосибирск: ЦЭРИС, 1993. — 144 с.
  2. Джон Р. Серл. Конструирование социальной реальности / Романова А., реферативный перевод с английского.
Hosted by uCoz