на главную страницу                 к началу раздела

Семенов М.Ю. Типология материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей // Омский научный вестник (The Omsk scientific bulletin).— Июнь, 2001. — Вып. 15. — С. 142-145.

 

ТИПОЛОГИЯ МАТЕРИАЛЬНО УДОВЛЕТВОРЕННЫХ И МАТЕРИАЛЬНО НЕУДОВЛЕТВОРЕННЫХ ЛЮДЕЙ

М.Ю. Семенов

Аннотация: В статье даны описания материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных в типах потребительского и накопительного поведения, в размерах доходов, психологических характеристиках. Автором представлены описания 5-ти типов материально удовлетворенных и 3-х типов материально неудовлетворенных людей. Далее представлена шкала материальной удовлетворенности, которая позволяет эмпирически оценивать уровень материальной удовлетворенности человека.

Ключевые слова: материальная удовлетворенность, типология, измерение, уровень, опросник, шкала, построение, эмпирическая оценка.

Достаточно подробный обзор исследований, сделанный А. Б. Фенько [11] по зарубежной литературе, позволяет выделить описание различных поведенческих, социально-демографических и отдельных психологических характеристик материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей.

Материально удовлетворенные

Это люди из стран, имеющих высокий доход на душу населения. В развитых западных странах — это представители среднего класса, они более безразличны к деньгам. Эти люди имеют более высокий уровень образования и доходов. Это люди скорее старшего возраста. Эти люди не сравнивают себя с несоответствующей (более богатой) группой. Они верят, что финансовые проблемы других людей вызваны их недисциплинированностью.

Такие люди контролируют свои финансы. Они не одобряют долги, и выросли в семье, считающей долги неприемлемыми. Они чувствуют беспокойство или сожаление, когда им приходится брать в долг. Они делают сбережения. Умение рационально распоряжаться деньгами указывает как на общую организованность, так и на отсутствие финансовых проблем. Они полагают, что распоряжаются своими финансами лучше, чем их родители.

Эти люди демонстрируют адекватные модели потребления. Они — рациональные потребители: если возникает желание купить что-нибудь слишком дорогое, то постараются либо накопить достаточно денег, либо забыть об этой вещи. Они не склонны тратить деньги в угоду сиюминутным желаниям, обычно делают покупки в немногих излюбленных ими магазинах.

Временной горизонт: реалистичная временная перспектива, в которой существует человек. Они более оптимистичны, ожидают, что через год их состояние улучшится. Они убеждены, что экономика в целом процветает.

У материально удовлетворенных людей выражен внутренний локус контроля. Они считают, что контролируют свое финансовое положение, и не склонны к фатализму. Они чувствуют себя увереннее, чем их родители в том же возрасте, больше удовлетворены жизнью, и у них меньший уровень стресса.

Материально неудовлетворенные

Это люди из стран, имеющих низкий доход на душу населения. Они больше заинтересованы в деньгах. Это скорее представители низших и высших слоев населения. Чаще это женщины, люди старшего возраста, представители низших социальных слоев и невротики. Это наиболее и наименее образованные люди.

Материально неудовлетворенные обычно утрачивают контроль над своими финансами и позволяют деньгам управлять их поведением. Они отрицательно относятся к сбережениям (но не к инвестициям), чаще попытаются взять деньги в долг и относятся к долгам терпимо (и даже приветствует их). Они вышли из семьи, считающей долги приемлемыми. Такой человек не чувствует беспокойства или сожаления, когда ему приходится брать в долг.

Им характерны неадекватные модели потребления (например, уверенность в необходимости предметов роскоши), рано или поздно это приводит к долгам, это люди, склонные к импульсивным тратам (навязчивые покупатели). Предпочитают делать покупки, где попало и считают, что кредитная карточка только усложняет их жизнь. На самом деле они сами усложняют себе жизнь, придерживаясь непоследовательных стратегий и теряя контроль над своим поведением. Траты денег обычно сопряжены с внутренним конфликтом. Транжира напоминает ребенка, стремящегося к одобрению родителями его "подарков", траты – условием получения любви и одобрения, склонны тратить деньги, когда чувствуют себя одиноко, тревожно или нуждаются в любви. Скупец придерживает деньги – отражение детского отказа от дефекации по требованию родителей. Неспособность рационально распоряжаться деньгами указывает как на общую неорганизованность, так и на финансовые проблемы.

Они склонны видеть в деньгах способ решения проблем и чаще рассматривают деньги как основание для сравнения людей. Эти люди сравнивают себя с несоответствующей (более богатой) референтной группой, они с большей легкостью залезают в долги, чтобы быть "не хуже других". Они используют деньги для демонстрации статуса, власти и обычно говорят, что им не хватает средств (особенно по сравнению с их друзьям). Обычно не обсуждают свое финансовое положение с друзьями и родственниками, предпочитая оставлять его в тайне и тем самым лишая себя социальной поддержки в трудных обстоятельствах.

Они имеют более низкую самооценку. Для них деньги обладают символической способностью повышать их самооценку. В раннем детстве им гораздо чаще пришлось пережить смерть родителей, развод или другие психологические травмы. Став взрослыми, эти люди накапливают деньги для того, чтобы больше никогда не оказаться в тяжелом положении. Желание богатства для них — потребность в эмоциональной безопасности, своего рода эмоциональный голод, вызванный депривацией в раннем детстве. У них значительно выше частота эмоциональных расстройств и психосоматических заболеваний.

У них менее реалистичная временная перспектива, в которой существует человек, выражен внешний локус контроля. Они считают себя жертвой внешних обстоятельств, но склонны обвинять себя и сокрушаться, когда дела идут плохо.

Таким образом, зарубежные исследователи показывают отличия материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей в типах потребительского и накопительного поведения, в размерах доходов, психологических характеристиках.

В наших предыдущих работах [9] были выделены факторы, определяющие у ровень материальной удовлетворенности:

– Размер реального дохода;

– Сила материальных потребностей и ценность материального благополучия в сравнении с другими потребностями, т. е. ведущим типом потребностей (по А. Маслоу [6]);

– Тип общей удовлетворенности человека;

– Опыт удовлетворения материальных потребностей в прошлом и оценка вероятности получение желаемого уровня материального благополучия в будущем;

– Отношение референтной группы к материальному благосостоянию;

– Оценка соотношения имеемого и желаемого материального благополучия;

– Некоторые личностные черты: уровень оптимизма, мотивация достижения успеха, локус контроля, уровень стресса.

Выделяя факторы, определяющие материальную удовлетворенность, можно теоретически выделить и типы людей соответственно материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных. Эти типы предполагают определенное сочетание выделенных ранее факторов, определяющих материальную удовлетворенность. Мы смогли выделить 5 типов материально удовлетворенных людей:

1."Нищий" — человек, у которого низкий уровень материальных потребностей, низкая субъективная значимость материальных благ и которого устраивает выбранный нищенский образ жизни (незначительный разрыв между имеемым и желаемым). В этом случае опыт удовлетворения материальных потребностей в прошлом и оценка вероятности получение желаемого уровня материального благополучия в будущем не играет решающей роли.

2."Религиозный" — человек, ведущий духовный образ жизни, у которого низкий уровень материальных потребностей и высокий уровень духовных потребностей. Такого человека устраивает выбранный "небогатый" образ жизни. У него основным мотивом будет мотив служения: людям, Богу, природе и т. п. Примером могут быть некоторые представители "зеленых", монахов, кришнаитов, целителей. В этом случае опыт удовлетворения материальных потребностей в прошлом, возможно так же, как и в предыдущем типе, не играет решающей роли. Хотя, согласно теории А. Маслоу [6], предполагается обязательное удовлетворение как материальных, так и социальных потребностей. Из-за низкой субъективной значимости материальных благ оценка вероятности получение желаемого уровня материального благополучия в будущем в большинстве случаев будет вполне приемлемой: этому типу людей очень мало нужно.

3."Обеспеченный–для души" — человек полностью материально обеспечен. Он отходит от дел и уделяет свое время занятиям "для души": путешествует, занимается искусством и т. д., не заботясь о материальном обеспечении. Примером могут служить пенсионеры в развитых странах с хорошей системой пенсионного обеспечения, например, в Германии или Японии или богатые наследники.

4."Обеспеченный–бизнесмен" — человек полностью материально обеспечил себя, но продолжает заниматься бизнесом. Увеличение доходов не является для такого человека целью. Он либо получает удовлетворение от самого процесса, либо ставит для себя какую-то цель вне сферы бизнеса, а деньги выступают условием или средством для достижения этой цели (возможно, Дж. Сорос). Он разделяет для себя сферы материального и прочего, например духовного, удовлетворения, и поэтому, может быть материально удовлетворенным.

5."Самоактуализирующийся" — человек таким образом живет, что, работая, в необходимой мере себя материально обеспечивает, но основная цель работы находится вне материальной сферы. Такие люди фактически служат своему таланту, своему призванию. У такого человека присутствуют положительный опыт удовлетворения "дифицитарных" потребностей и высокая оценка вероятности удовлетворения их в будущем, преобладают "бытийные" потребностей, комплекс личностных черт соответствует актуализированной личности. "Самоактуализирующиеся люди, все без исключения, вовлечены в какое-то дело, во что-то находящееся вне них самих. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание, в старом, проповедническом смысле слова. Они занимаются чем-то, что является для них призванием судьбы и что они любят так, что для них исчезает разделение "труд – радости". Один посвящает свою жизнь закону, другой – справедливости, еще кто-то – красоте или истине".[12]

Таким же образом можно выделить 4 типа материально неудовлетворенных людей:

1. "Бедный" — материальной необеспеченный, недовольный своим положением человек, но волею судьбы оказавшийся без материального ресурса. К сожалению, в России таких стало много, если не большинство. Такие люди не могут обеспечить свои основные физиологические потребности, их тяготит материальная необеспеченность.

2. "Ненасытный" — человек обеспечил свои физиологические потребности и продолжает стремиться к приращению материальных благ. Он оценивает свой уровень материальной обеспеченности не в сравнении с материальными потребностями своей жизни, а в сравнении с богатством других людей, еще более богатых. Тогда можно говорить об удовлетворении с помощью благосостояния не материальных, а иных потребностей. Если воспользоваться классификацией, предложенной А. Маслоу [6], то с помощью денег можно реализовать потребность в безопасности, потребность в любви, потребности в социальном признании, эстетические потребности. Но эти виды удовлетворенности связываются с материальной удовлетворенностью, и человек может испытывать материальную неудовлетворенность, даже имея полное материальное обеспечение.

3. "Обеспеченный-неудовлетворенный" — человек материально обеспечен, он продолжает заниматься бизнесом. Увеличение доходов не является для такого предпринимателя целью. Он либо получает удовлетворение от самого процесса приращения капитала (например, Скрудж Макдак), либо ставит для себя цель вне сферы бизнеса, а деньги выступают условием или средством для достижения этой цели (например, помощь родственникам). Но, в отличие от типа "Обеспеченный–бизнесмен", он не разделяет для себя сферы материального и прочего, например духовного, удовлетворения, поэтому происходит смещение других потребностей на материальные, и человек материально неудовлетворен.

При анализе мы выделили еще один тип материально неудовлетворенных: "Хиппи" — человек не использует свое материальное положение или тяготится им. Достаточно много примеров, когда подростки или молодые люди из обеспеченных семей разрывают связь с семьей и материальным достатком, как это было принято у хиппи. Похожая ситуация складывается и у миссионеров или монахов, когда они ради служения вере отказываются от материальных благ. У них на первое место выходят иные, духовные потребности. Этот тип крайне неустойчив, поэтому встречается редко.

Следующим этапом научного исследования будет экспериментальная проверка реальности существования выделенных типов людей. Оценки будут подвержены две группы параметров людей: с одной стороны — оценка собственно степени материальной удовлетворенности, а с другой — оценка ранее обозначенных факторов, определяющих уровень материальной удовлетворенности. Для последних уже существуют методы измерений, например, Цветовой тест отношений [1, 2, 7], методика "Уровень соотношения ценности и доступности" Е. Б. Фанталовой [10], методика "Самоактуализационный тест" [3] и др.

Для определения степени материальной удовлетворенности мы не обнаружили уже созданного инструментария, поэтому разработали прямую шкалу материальной удовлетворенности.

Построение шкалы материальной удовлетворенности.

Измерение субъективных оценок имеет давнюю историю, и основные принципы не претерпели существенного изменения до настоящего времени. Еще Платон предложил для этой цели метод опроса: "Ты, как человек, умеющий хорошо взвешивать, сложи все приятное и сложи все тягостное, как ближайшее, так и отдаленное, и, положив на весы, скажи, чего было больше". Он обратил внимание на то, что метод опроса в случае измерения субъективных оценок по степени точности обеспечивает только ранговый уровень измерения: "Да и как можно сравнивать и оценивать удовольствия и страдания, как не по большей или меньшей их величине". [8, с. 245]

Для построения шкалы, измеряющей материальную удовлетворенность, мы воспользовались технологией, предложенной Ф. Н. Ильясовым для построения шкалы измерения удовлетворенности трудом. [5, с. 64-86] Для этого был разработан опросник.

Первым шагом в построении шкалы было выявление многомерности-одномерности в сознании индивида понятия материальной удовлетворенности. Вопрос: "Что вы понимаете под материальной удовлетворенностью?" выявлял эту структуру у человека. Чем больше различных представлений заложено в содержании этого понятия, тем более многомерная структура материальной удовлетворенности. Как отмечается в современной литературе [4], большинство потребностей люди современного общества удовлетворяют за деньги. Поэтому можно предположить, что люди под материальной удовлетворенностью будут понимать достаточность денег.

Опрос 38 случайных респондентов подтвердил эту гипотезу. Подавляющее большинство опрошенных под материальной обеспеченностью понимают обеспеченность деньгами. 9 человек наряду с деньгами упоминали отдельные сферы материальной обеспеченности:

– Одежда и обувь.

– Собственное жилье.

– Хорошо оплачиваемая работа.

– Отдых и развлечения.

– Затраты на поддержание здоровья, лекарства.

Однако уточняющий вопрос "Что для этого нужно?" всегда выводил на то, что свойством материальной удовлетворенности является наличие денег. Четверо из опрошенных после уточняющего вопроса "Что для этого нужно?" переходили не к деньгам, а к их источникам (любовник, родители и т.п.).

Таким образом, было выявлено, что материальная удовлетворенность в сознании респондентов имеет одномерный континуум, определяющийся обеспеченностью деньгами.

Следующим этапом построения прямой шкалы материальной удовлетворенности было формирование набора альтернатив. С помощью вопроса интервью "Опишите состояния материальной обеспеченности или необеспеченности, которые вы испытывали" мы набирали альтернативы, описывающие различные состояния материальной удовлетворенности. Этот вопрос вызвал определенные трудности у испытуемых. Легче всего испытуемые называли различные состояния материальной неудовлетворенности. Меньше всего было названо нейтральных состояний материальной удовлетворенности. Поэтому, чтобы расширить набор, мы воспользовались словарями фразеологизмов, пословиц и поговорок русского языка. Таким образом, мы сформировали список из 54 утверждений, описывающих различные состояния материальной удовлетворенности. Затем мы исключили синонимичные, трудноразличимые и труднопонимаемые определения и оставили 21 утверждение.

Из оставшегося набора альтернатив, описывающих состояния материальной удовлетворенности, эксперты – филологи, психологи, социологи – строили одномерное описание качественного континуума "материальная обеспеченность – материальная необеспеченность". Процедурно это выглядело следующим образом: перед экспертом в беспорядке выкладывали карточки, на которых были написаны высказывания, отражающие различную степень материальной удовлетворенности и неудовлетворенности. Эксперт получал следующую инструкцию: "Отберите альтернативы, отражающие те состояния материальной обеспеченности, которые Вы испытывали в течение своей жизни или полагаете, что могли бы испытывать при определенном стечении обстоятельств". С помощью этой процедуры отбирались все оценки материальной удовлетворенности, присущие опрашиваемому.

После этого было необходимо построить собственно шкалу "материальная удовлетворенность – материальная неудовлетворенность". Предлагалась следующая инструкция: "Разложите, пожалуйста, выбранные Вами высказывания на столе следующим образом: слева направо, по порядку, от самой сильной материальной необеспеченность до самой большой обеспеченности. Если среди выбранных Вами высказываний окажутся одинаковые по смыслу, но по-разному сформулированные, положите карточки с высказываниями одну под другую".

В результате этой процедуры фиксировались: количество выбранных альтернатив, номера "слившихся" альтернатив и карточки, оказавшиеся сверху, порядок ранжирования оценок и их число.

Какое число альтернатив должно входить в окончательный вариант шкалы? "… оптимальное количество градаций шкалы зависит от способности респондента дифференцировать в своем восприятии измеряемую оценку, т. е. если индивид способен различать А оттенков в описании признака В, то для измерения признака В оптимальное число градаций будет равно А". [5, с. 79] По данным Ф. Н. Ильясова, число градаций прямой вербальной шкалы не должно превышать 13 альтернативных высказываний.

В результате обработки полученных данных была сконструирована прямая шкала материальной удовлетворенности:

1.

Гол как сокол

2.

Сижу на воде и хлебе

3.

Денег кот наплакал

4.

Свожу концы с концами

5.

Хватает на элементарные нужды

6.

На сносную жизнь денег хватает

7.

Не бедствую

8.

Не считаю каждую копейку

9.

Иногда могу позволить лишнее

10.

Всегда есть деньги в кошельке

11.

Могу купить то, что я хочу

12.

Могу себе все позволить

13.

Деньги тратить не успеваю

Данная шкала позволит выделить материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных людей. Однако, как и любой инструмент, шкала требует как проверки валидности и надежности, так и калибровки. Данная работа уже начата, и полученные результаты будут опубликованы.

Выводы

В результате проделанной работы были даны описания материально удовлетворенных и материально неудовлетворенных в типах потребительского и накопительного поведения, в размерах доходов, психологических характеристиках. Данное разделение и содержательное описание существенно для многих видов человеческой практики: воспитания, экономики и т.п.

Затем были представлены описания пяти типов материально удовлетворенных и трех типов материально неудовлетворенных людей. Причины возникновения материальной удовлетворенности мы связываем с опытом удовлетворения материальных потребностей в прошлом и оценкой вероятности получение желаемого уровня материального благополучия в будущем, ведущим типом потребностей, отношением референтной группы к материальному благосостоянию и некоторыми личностными чертами.

Далее представлена шкала материальной удовлетворенности, которая позволяет эмпирически оценивать уровень материальной удовлетворенности человека.

 

Литература

  1. Бажин Е.Ф., Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. — Л.: 1985. — 18 с.
  2. Бажин Е.Ф., Корнева Т.В. Социально-психологические аспекты ранней диагностики психических заболеваний // Ранняя диагностика психических заболеваний /Под ред. В. М. Блейхера и др. — Киев, 1989. — С. 17-27.
  3. 3. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. — М.: Российское педагогическое агентство, 1995.
  4. Жириновский В. В., Юровицкий В. М. Новые деньги для России и мира. — М.: Издательский дом "Грааль". — 1998. — 511 с.
  5. Ильясов Ф. Н. Удовлетворенность трудом (анализ структуры, изменения, связь с производственным поведением) / В. Г. Андреенкова. — Алма-Ата: Ылым, 1988. — 100 с.
  6. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Издат. группа "Евразия", 1997. — 430 с.
  7. Мкртычян Г. А., Тарабаркина Л. В. Экспериментальное изучение негативных переживаний учителя в профессиональной деятельности // Диагностика и развитие педагогических способностей: межвузовский сборник научных трудов. — Нижний Новгород, 1992. — С. 60-74.
  8. Платон. Сочинения: В 3 т. — М., 1968. — Т. 1. — С. 245
  9. Семенов М. Ю. Удовлетворение и удовлетворенность // Омский научный вестник. — Декабрь, 2000, вып. 13. — С. 154 – 156.
  10. Фанталова Е. Б. Диагностика внутреннего конфликта // Приложение № 2 к "Журналу практического психолога". — М.: Фолиум, 1997. — 48 с.
  11. Фенько А. Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал. — 2000. — № 1. — С. 50-62.
  12. Maslow A. Self-actualizing and Beyond. — In: Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967.

 

THE TYPOLOGY OF PEOPLE WHICH IS MATERIAL SATISFIED AND MATERIAL UNSATISFIED

Semenov M. Yu. Omsk state university

The summary: In the article the expositions material satisfied and material unsatisfied in types of a consumer and accumulative behaviour, in sizes of the incomes, psychological performances are given. The author represents the expositions five types of material satisfied and three types of material unsatisfied people. A scale of material satisfaction further is represented which allows empirically to estimate a level of material satisfaction of the man. Key word: material satisfaction, typology, measurement, level, questionnaire, scale, construction, empirical evaluation.

Hosted by uCoz