на главную страницу к началу раздела
Семенов М.Ю. Исследование понятия "деньги" методом ассоциативного эксперимента // Вестник Омского университета (Communications of Omsk university). — 2003. — № 3. — С. 139-142.
Семенов Михаил Юрьевич, преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии Омского государственного университета
Аннотация: В данной работе приводятся результаты психосемантических исследований понятия "деньги" методом ассоциативного эксперимента. Выявлены гендерные особенности положения денег в семантическом пространстве. Респонденты прежде всего связывают понятие “деньги” с понятием "власть". У девушек деньги чаще ассоциируются с физическим выражением денег, с операциями, которые можно с ними осуществлять (операциональный аспект). У юношей деньги чаще ассоциируются с направлениями использования денег (целевой аспект). Полученные результаты говорят о том, что отношение к деньгам — явление динамичное, формирующееся в процессе развития человека и определяющееся психосоциальными факторами.
Современные зарубежные исследования в области психологии денег можно условно разделить на семь направлений:
- базовые установки по отношению к деньгам, их получению и использованию; сакральный и профанный смысл денег; культурные, этические и религиозные аспекты отношения к деньгам;
- психические расстройства, связанные с деньгами;
- специфика психологии богатых и бедных людей, изучение соотношения богатства и счастья;
- проблемы экономической социализации: исследования формирования представлений о значении, свойствах и происхождении денег у детей;
- правила распоряжения деньгами, складывающиеся в семьях;
- деньги в профессиональной сфере: проблемы оплаты труда, чаевых, штрафов; изучение удовлетворенности работой и причин забастовок". (Фенько А. Б., 2000. С. 50)
Это — объектная ориентация. Кроме того, деньги в психологическом исследовании можно рассматривать в рамках различных устоявшихся в психологии предметов исследования (предметная ориентация):
- как ценностная ориентация в системе целей жизни (терминальная или инструментальная ценность);
- как значение в системе значений (психосемантика);
- как стимул в системе "стимул-реакция" (бихевиоризм);
- как связанные с деньгами социальные установки (жизненные правила);
- как средство обмена в (товарно-денежных) отношениях между людьми (оценка удовлетворенности обменом);
- как элемент деятельности (цель, средство);
- как денежный мотив в структуре мотивации человека.
В данной статье мы рассмотрим психосемантический аспект в исследовании денег. Он будет определяться как предметом – значения и смыслы – так и методами психосемантики. К традиционным методами психосемантики относят:
- ассоциативный эксперимент,
- метод классификации, например, Q-сортировка Миллера,
- методы многомерного шкалирования, например, семантический дифференциал Ч. Осгуда,
- метод репертуарных решеток Дж. Келли,
- дистрибутивные методы, например, методика подстановки,
- методы косвенного исследования семантики, например методика хронометрирования времени принятия решения относительно лексического характера стимула,
- методы, использующие, нейрофизиологические корреляты, например, семантический радикал. (Современная психология, 1999. С. 223-225)
В течение 1996-
Исследование понятия деньги методом ассоциативного эксперимента
Для определения связей понятия “деньги” мы рассматриваем систему ассоциаций к понятию “деньги” с помощью ассоциативных экспериментов. Свободный ассоциативный эксперимент состоит в следующем: испытуемому предлагают как можно быстрее отвечать на слова экспериментатора первым пришедшим на ум словом. Направленный ассоциативный эксперимент отличается тем, что испытуемый в ответ на слово-стимул отвечает не любым пришедшим ему в голову словом-реакцией, а обязан подобрать слово в соответствии с содержанием инструкции, которую дает экспериментатор. Слово-стимул – слово, которое задает экспериментатор, в нашем случае это слово “деньги”. Слово-реакция – ответное слово (ассоциация) испытуемого на предъявляемое слово-стимул экспериментатора. Ассоциативные эксперименты позволяют определить связи понятия “деньги” с другими понятиями.
Проблема исследования такого понятия, как “деньги” в семантическом пространстве человека разработана не глубоко. Наша задача состояла в том, чтобы исследовать представления понятий “деньги” в семантическом пространстве человека (Лобова О., 1999). Для достижения этой цели нами рассматривались следующие задачи:
1. Проведение ассоциативного эксперимента для описания семантического пространства человека.
2. Сравнение ассоциаций на понятия “деньги” у мужчин и женщин.
3. Классификация ассоциаций по выбранным критериям.
Выборка была представлена студентами омских высших учебных заведений: ОмГУ, ОмГТУ, ОмГАПС: 25 юношей и 25 девушек в возрасте от 18 до 25 лет. Данное исследование проводилось как индивидуальный эксперимент. Инструкция: “В течение неограниченного количества времени ваша задача – назвать как можно больше ассоциаций, возникающих у Вас, когда Вы слышите слово “деньги”.
Анализ результатов
В ходе исследования было получено 492 ассоциаций, из них девушки предложили 242, а юноши — 250 ассоциаций, т. е., в среднем 9,8 ассоциаций. Различные исследователи, анализируя экспериментальные данные, разработали формальные критерии оценки ассоциативных реакций. (Апресян Ю. Д., 1963) По связи каждого слова-реакции со словом-стимулом можно выделить логический и грамматический критерии. С точки зрения грамматического критерия выделяют два варианта ответных реакций: синтагматические и парадигматические. Согласно логическим критериям также выделяют два варианта реакций испытуемых: центральные и периферические. Анализируя данные по указанным выше логическим и грамматическим критериям, можно сделать вывод, что респонденты являются вполне нормальными и з доровыми носителями родного языка и имеют типичные ассоциативные реакции.
Таблица 1. Частота встречаемости ассоциаций в наиболее распространенных ответах. Жирным шрифтом выделены повторяющиеся ассоциации.
№ |
Девушки |
% |
Юноши |
% |
1 |
Власть |
40 |
Власть |
28 |
2 |
Банк |
32 |
Женщины |
24 |
3 |
Валюта |
24 |
Преступность |
20 |
4 |
Работа |
20 |
Вседозволенность |
20 |
5 |
Возможности |
20 |
Отдых |
16 |
6 |
Доллары |
20 |
Бизнес |
12 |
7 |
Развлечения |
16 |
Недвижимость |
12 |
8 |
Казино |
16 |
Страх |
12 |
9 |
Страх |
6 |
Валюта |
12 |
10 |
Грязь |
12 |
Банк |
12 |
У юношей и девушек ассоциации совпали только в четырех случаях: Власть, Страх, Валюта, Банк, но характерно, что ассоциация “власть” находится в обеих группах на первой ступени иерархии, а остальные – на разных.
Сравнивая полученные ассоциации на понятие “деньги” у девушек и юношей, мы видим, что самый частый ответ – это “власть”: у девушек — 40%, а у юношей — 28%. Власть связывается с возможностями распоряжаться кем-либо, чем-либо, подчинять своей воле. Власть определяется наличием ресурсов, а деньги являются универсальным ресурсом, который можно преобразовать в другие ресурсы. Этим и объясняется частота появления ассоциации “власть” на понятие “деньги”. Ассоциация “страх” у девушек находится на 9 месте (16%), у юношей – на 8 (12%), т.е., примерно одинаковый уровень. Данные ассоциации можно рассматривать как противоположность "властных" возможностей денег.
Интерпретацию таких ассоциаций можно обнаружить в психоанализе. "Психоаналитическая теория денег З. Фрейда рассматривала влечение к деньгам как следствие подсознательных про¬цессов накопления, начинающихся еще в раннем детстве, когда ребенок задерживает дефекацию, воспринимая фекалии как свое первое богатство. Это дает маленькому ребенку определенную власть над собственными родителями, так как дефекация, произведенная должным образом, радует родителей, в противном случае они сердятся. Такие аспекты анального поведения со временем превращаются в экономическое поведение". (Дейнека О. С., 2000.С. 61)
Ассоциация “валюта” на 3 (24%) у девушек и 9 местах (12%) у юношей; ассоциация “банк” на 2 (32%) и 10 (12%) соответственно. Это явление можно объяснить следующим образом. Проанализировав содержательный характер этих ассоциаций можно сказать, что у девушек деньги ассоциируются в большей степени с конкретными вещами, то есть с выражениями денег (“валюта”, “доллары”), с операциями, которые можно с ними осуществлять (“банк”, “работа”, “возможности”), и только потом с использованием денег: с развлечениями (“казино”, “развлечения”). У юношей “деньги” ассоциируются прежде всего со сферой развлечений (“женщины”, “отдых”), а также с преступной деятельностью (“преступность”, “вседозволенность”), а затем с выражением денег (“валюта”) и функциональной стороной денег (“банк”, “бизнес”, “недвижимость”).
Таблица 2. Содержательный характер ассоциаций на понятие “деньги”.
|
Результат |
% |
Выражение денег |
% |
Источник денег |
% |
Жаргон |
% |
Девушки |
184 |
76 |
40 |
16.5 |
14 |
5.8 |
4 |
1.7 |
Юноши |
196 |
78.4 |
24 |
9.6 |
20 |
8 |
9 |
4 |
Важно отметить, что деньги имеют положительно — возможность получения удовольствий — и отрицательно окрашенные ассоциации, обладающие не только негативной, но и относящиеся к криминальной сфере, например, у юношей — это “преступность”, “вседозволенность”, у девушек это такие ассоциации, как “страх” и “грязь”.
Содержательный анализ ассоциаций, полученных от испытуемых на понятие “деньги” (см. таблицу 3) показывает, что основной процент ассоциаций на понятие “деньги” (76%) связывается девушками с функциональной стороной денег. Юноши еще в большей степени, чем девушки, ассоциируют “деньги” с результатом их использования. (78,4%). Тенденция ассоциирования понятия “деньги” с функциональной стороной характерна и девушкам и юношам.
Следующий характер ассоциаций – это формы выражение денег. У девушек оно составляет 16,5%, а у юношей – 9,6%. Большой процент данных ассоциаций говорит о том, что девушки имеют конкретное представление “денег”, а юноши – более абстрактное. Но в тоже время юношам в большей степени, а девушкам в меньшей, свойственно использование жаргона – 4% и 1,7% соответственно.
Что касается ассоциаций по типу “источник денег”, то у юношей он составляет 8%, у девушек – 5,8%. Это связано с тем, что в нашем обществе существует стереотип “мужчина – добытчик”, который, по-видимому, имеет сильное влияние на испытуемых-юношей.
Т.о., можно сделать вывод, что понятие “деньги” ассоциируется в большей степени с функциональной стороной, с конкретными результатами использования денег.
Понятие “деньги” включает в свое семантическое пространство следующие сферы: Экономика, Преступность, Политика, Личностная сфера, Работа, Развлечения. Таким образом, мы видим, что семантическое пространство понятия “деньги” не является изолированным. Оно включает в себя множество сфер человеческой деятельности.
Выводы
В результате исследования было выявлено, что респонденты прежде всего связывают понятие “деньги” с понятием "власть". У девушек деньги чаще ассоциируются с физическим выражением денег, с операциями, которые можно с ними осуществлять (операциональный аспект). У юношей деньги чаще ассоциируются с направлениями использования денег (целевой аспект).
Заключение
Целью статьи было представление эмпирических исследований понятий “деньги” в семантическом пространстве человека. Полученные результаты говорят о том, что отношение к деньгам — явление динамичное, формирующееся в процессе развития человека и определяющееся психосоциальными факторами.
Возможно использование полученных результатов и в медицине, прежде всего в лечении болезней, связанных с деньгами. (Маданес К., Маданес К., 1998; Holmes J., 1998. P. 123-133.) Дело в том, что многие виды психических заболеваний проявляются в расстройстве системы ассоциаций и относительно легко диагностируются при помощи ассоциативного эксперимента. Для того, чтобы судить о характере отклонений, нужно хорошо знать, где лежат границы нормы, а предложенные нами данные помогут более точно их определить.
Research of money concept by a method of associative experiment
Литература
1. Апресян Ю. Д. Современные методы изучения значений и некоторые проблемы структурной лингвистики” // сб. Проблемы структурной лингвистики. М.: 1963.
2. Дейнека О. С. Экономическая психология: Учеб. Пособие. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2000. — 160 с.
3. Лобова О. Изучение понятий "деньги" и "богатство" в семантическом пространстве человека. Курсовая работа. Омск: ОмГУ, 1999.
4. Маданес К., Маданес К. Тайное значение денег / Пер. с англ. А. Д. Иорданского. М.: Независимая фирма "Класс", 1998.
5. Семенов М. Ю. Представленность денег в образе мира // Сибирский психологический журнал. – 2000. – Вып. 12. – С. 66-67
6. Современная психология: справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 688 с.
7. Фенько А. Б. Проблема денег в зарубежных психологических исследованиях // Психологический журнал, № 1, 2000. С. 50 – 62.