на главную страницу                   к началу раздела

Семенов М.Ю. Возможна ли самоактуализация у студентов вуза? // Проблемы и перспективы образования инновационного типа в современных условиях: Материалы межвузовской методической конференции. Омск, 4-5 февраля 2003 г. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2003. – 190 с. – С. 101-102. 

 

ВОЗМОЖНА ЛИ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗА?

Михаил Юрьевич Семенов, преподаватель кафедры общей психологии Омский государственный университет

Концепция самоактуализации А. Маслоу предполагает развитие человека от витальности, свернутости, нереализованности к самоактуализации. "Самоактуализация — это стремление человека вырасти до своей максимальной высоты, раскрыв в человеке то, что он имеет потенциально от природы". (А. Маслоу, 1999) Самоактуализация понимается как процесс развития потенциалов человека, включающий динамику удовлетворения потребностей, начиная с базовых и заканчивая удовлетворением высших потребностей. Исходя из теоретических предпосылок, движение к самоактуализации не может начаться, пока индивид не освободится от влияния потребностей более низкого порядка. Кроме того, необходим определенный жизненный опыт. Следовательно, достижения самоактуализации человека возможно только в зрелом возрасте.

Естественно, что А. Маслоу пpоводил исследования на студентах колледжа, где он преподавал. Скpининговое исследование на тpех тысячах студентов колледжа показало, что только один из них стал испытуемым, и еще десяток студентов или около того Маслоу отнес к pазpяду потенциальных испытуемых (“pастущие личности”). Довольно скоpо исследователи обнаpужили, что житейское опpеделение самоактуализации пpедъявляет чpезмеpно высокие, слишком неpеалистичные тpебования к человеку. Поэтому А. Маслоу с коллегами вынужден был заключить, что самоактуализация в том виде, в каком она обнаpуживается у людей стаpшего возpаста, для молодых, pазвивающихся людей в нашем обществе, пpактически невозможна.

Наш собственный опыт проведения исследований показывает, что среди студентов вузов количество людей, имеющих высокие показатели самоактуализации, составляет от от 10 до 20 %.

Данный парадокс можно объяснить несовершенством исследовательских инструментов. Однако эмпирические исследования Д. А. Леонтьева при разработке методик для изучения ценностей, жизненных смыслов, Е. Г. Ксенофонтовой при разработки методики для исследования локуса контроля показывают высокую согласованность методик и опросников самоактуализации в плане оценки уровня развития личности. Следовательно, данного объяснения не достаточно.

Возможно, что применяемые методики оценивают не столько уровень самоактуализации, сколько готовность, направленность, предрасположенность человека к самоактуализации. Тогда полученные процентные соотношения вполне реальны. Э. В. Галажинский выдвигает предположение, что начальной точкой самоактуализации является предподростковый кризис, когда у ребенка начинает формироваться ценностное отношение к миру. Тогда к двадцати годам молодой человек успевает пройти определенный путь к самоактуализации, и мы можем говорить о дифференциации студентов по их степени самоактуализации.

Следовательно, применяемые в настоящее время методы оценки уровня самоактуализацииопросники САТ (Л. А. Гозман, М. В. Кроз,) и САМОАЛ (А. В.Лазукин) — охватывают лишь начальную часть шкалы. Для оценки высоких уровней самоактуализации данные методы не позволяют провести необходимую дифференциацию.

Мы предлагаем использовать многоступенчатую систему отбора. Во-первых, это использование социальных критериев: выдающуюся успешность в деятельности, требующей большого уровня творчества, таланта, например, художники, артисты, ученые, врачи, а также возрастной ценз. Во-вторых, экспертную оценку человека в соответствии с критериями самоактуализированной личности, предложенными А. Маслоу. И, в-третьих, использование, как и в исследованиях А. Маслоу, структурированного интервью, позволяющего уточнить отдельные позиции.

Hosted by uCoz