Семенова И.И., Семенов М.Ю. Экономические ожидания студентов как показатель экономико-профессионального самосознания // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Материалы всероссийской Интернет-конференции, декабрь 2004 – январь 2005 гг., / отв. Ред. М.Ю. Семенов. – Омск: изд-во ОмГМА, 2005. — С. 12-16.
Экономические ожидания студентов как показатель экономико-профессионального самосознания
Семенов Михаил Юрьевич,
кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии труда и организационной психологии, Омский государственный технический университет
Семенова Ирина Ивановна,
кандидат технических наук, доцент кафедры информационной безопасности, Сибирская автодорожная академия
Формирование профессионального самосознания начинается в процессе профессионального обучения в вузе. Исследователи относят профессиональное самосознание к ключевым механизмам профессионального формирования и развития. Этот механизм есть специфическая, избирательная, дифференцирующая и интегрирующая деятельность сознания, выступающая как подуровень общего самосознания и проявляющаяся в осознании себя как субъекта профессиональной деятельности и самоопределении в социально-профессиональной среде. Выделяются следующие особенности профессионального самосознания. Профессиональное самосознание регулирует профессиональное поведение и отношения субъекта профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание имеет профессионально-деятельностное содержание Я-образов; по составу Я-образов профессиональное самосознание определяется спецификой профессиональной деятельности. Профессиональная самооценка имеет формализованные и операционализированные критерии оценки профессионального поведения. (Ефремов Е.Г., 2000)
Одним из таких показателей являются зарплатные ожидания будущего специалиста. Студенты оценивают ситуацию на рынке труда, сравнивают свои возможности с теми требованиями, которые предъявляют работодатели и потребители, оценивают свой будущий труд и динамику роста оплаты труда. Эти показатели можно отнести к экономической составляющей профессионального самосознания.
В работе В.А. Хащенко (2004) обсуждается проблема экономического самосознания в контексте экономической идентичности. Идентичность личности складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям, а также к профессиональной группе. Идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения. Одним из показателей уровня профессионального самосознания, его экономической составляющей, являются экономические ожидания студентов.
Эмпирическое исследование преследовало цель изучить, каким образом опыт работы определяет экономико-профессиональное самосознание студентов. В качестве гипотезы было выдвинуто предположение о том, что опыт трудовой деятельности во время обучения в вузе способствует более адекватному экономико-профессиональному самосознанию будущих специалистов. Это найдет отражение в более низком уровне зарплатных ожиданий
Всего в исследовании, проведенном осенью 2004 года, приняли участие 69 студентов 3-5 курсов специальности "информационная безопасность" СибАДИ.
Результаты
В среднем среди старших курсов работают около 40% студентов. Постоянно, на предприятии или в организации работает 20% от общего числа студентов, еще 16 % зарабатывают деньги частным образом, по 4 % работающих студентов или имеют свое дело, или работают по разовым договорам. Это означает, что большая часть работающих студентов фактически являются предпринимателями, и сами организуют свою работу. 26% от всех студентов старших курсов работает по той специальности, которую получают в вузе, а 15 % - не по специальности.
Таблица 1 - Доля работающих студентов и их средняя реальная оплата труда
Курс |
Работают |
M |
s |
3 |
32% |
2333 |
1303 |
4 |
50% |
2195 |
1570 |
5 |
45% |
2730 |
1393 |
В среднем |
42% |
2350 |
1389 |
Средняя оплата труда студентов составляет 2350 рублей (
s =1389). Стандартное отклонение составляет значительную величину, что говорит о большом разбросе размеров реальной заработной платы студентов: от 550 до 5500 рублей в месяц. На графике распределения частот (см. рис. 1) видно, что чаще всего у студентов оплата труда составляет 1000 и 3000 рублейРис. 1. Частота распределения уровня заработной платы студентов 3-5 курсов
Из таблицы 2 видно, что с 3 по 5 курс происходит снижение уровня ожидаемой оплата труда по окончании вуза от 14,5 тысяч рублей до 6,5 тысяч рублей, при чем даже в этом случае она выше существующего среднего уровня оплаты труда у выпускников этой же специальности.
Таблица 2 - Оценка существующего уровня оплаты труда и ожидаемый уровень оплаты труда
Оценка существующего уровня оплаты труда |
Ожидаемая оплата труда по окончании вуза |
Ожидаемая оплата труда после этапа профессиональной адаптации (спустя 3 года по окончании вуза) |
||
3 курс |
M ( s ) |
8237 (4247) |
14487 (11076) |
20974 (10069) |
4 курс |
M ( s ) |
11053 (3965) |
7050 (2738) |
20750 (10036) |
5 курс |
M ( s ) |
5364 (1629) |
6545 (2339) |
19364 (9352) |
Все |
M ( s ) |
8559 (4252) |
11065 (9178) |
20652 (9823) |
Сравнение работающих и неработающих студентов позволило выявить различия в установках относительно будущей заработной платы (см. табл. 3). С помощью ANOVA мы оценили влияние опыта работы на оценки существующего уровня оплаты труда и ожидания оплата труда по окончании вуза и после этапа профессиональной адаптации.
Таблица 3 - Влияние опыта работы на уровень оценки существующего уровня оплаты труда и на уровень ожидаемой оплата труда по окончании вуза, M (
s )
Группы студентов |
Оценка существующего уровня оплаты труда |
Ожидаемая оплата труда по окончании вуза |
Ожидаемая оплата труда после этапа профессиональной адаптации (спустя 3 года по окончании вуза) |
Работающие (N=27) |
8630 (3639) |
8611 (4193) |
21074 (8471) |
Неработающие (N=41) |
8512 (4655) |
12768 (11155) |
20512 (10791) |
Значения F (p) |
0,012 (0,91) |
3,42 (0,07) |
0,05 (0,82) |
Наши данные показывают, что опыт работы во время обучения существенно снижает ожидания относительно оплаты труда по окончании вуза. Работающие студенты предполагают, что будут получать среднюю заработную плату, характерную для выпускников специальности "Информационная безопасность". Студенты, не работающие во время обучения, имеют значительно более высокие зарплатные ожидания, при чем они ожидают, что их оплата труда будет почти в 1,5 раза выше, чем в среднем на рынке труда. Не трудно предположить, что такие явно неадекватные ожидания будут препятствовать эффективной адаптации молодых специалистов на рынке труда.
Обращает на себя внимание, что опыт профессиональной деятельности определяет различия лишь в краткосрочной перспективе. Ожидаемая оплата труда после этапа профессиональной адаптации не различается между группами работающих и неработающих студентов.
Таким образом, экономические установки относительно будущей оплаты труда специалиста могут выступать показателем экономической составляющей профессионального самосознания. Профессиональный опыт студентов оказывает существенное влияние на формирование их экономико-профессионального самосознания, что проявляется в повышении адекватности зарплатных установок.
Литература
Ефремов Е.Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения: Дис. … канд. психол. н. – Томск, 2000.
Хащенко В.А. Экономическая идентичность личности: психологические детерминанты формирования// Психологический журнал. – 2004. – Т. 25. - № 3. – С. 32-49.