на главную страницу               к началу раздела

Семенов М.Ю., Семенова И.И. Экономическое положение студентов старших курсов // Модернизация профессионального образования в условиях интеграции: проблемы обеспечения качества: Материалы межвузовской научно-методической конференции.-Омск: Изд-во СибАДИ.— 2005.— 208 с.— С. 155-156.

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СТУДЕНТОВ СТАРШИХ КУРСОВ

 

Семенов Михаил Юрьевич, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии труда и организационной психологии, Омский государственный технический университет

Семенова Ирина Ивановна, кандидат технических наук, доцент кафедры информационной безопасности, Сибирская автодорожная академия

 

Необходимость учитывать экономическое положение студентов во время обучения признается большинством образовательных систем в мире. Представленное эмпирическое исследование преследовало цель изучить, каким образом взаимосвязаны финансовая зависимость - независимость студентов по отношению к родительской семье и их экономическое положение во время учебы. Всего в исследовании, проведенном осенью 2004 года, приняли участие 69 студентов 3-5 курсов специальностей "Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем", "Прикладная информатика в экономике" СибАДИ и специальности "Автоматизированные системы обработки информации и управления" ОмГТУ. На момент исследования 42% студентов работают. Результаты исследования представлены в таблицах 1 и 2.

Если на 3 и 4 курсе подавляющее большинство студентов живут вместе с родителями (58% и 63 %), или родители оказывают им регулярную помощь (32% и 37%), то на 5 курсе заметно увеличение числа студентов (до 27%), вынужденных рассчитывать на собственный заработок. При этом 18% живут только за счет того, что заработают сами.

Таблица 1

Финансовые взаимоотношения студентов и их родителей (% от числа опрошенных студентов на каждом курсе)

курс

Живет вместе с родителями, у них общее хозяйство

Родители оказывают регулярную помощь

Родители оказывают разовую помощь

Живет за счет того, что зарабатывает

3

58

32

11

0

4

63

37

0

0

5

27

45

9

18

 

В среднем студенты расходуют около 2726 рублей, а работающие — 3077 рублей в месяц. По мере разделения финансов субъективная оценка ежемесячных расходов увеличивается с 2550 до 5500 рублей в месяц (см. таблицу 2). Возможно, это связано с тем, что студенты, живущие отдельно от родителей, начинают учитывать расходы на содержание жилья, на питание, одежду и т.п.

Таблица 2

Расходы и доходы для работающих студентов в разрезе разного типа финансовых взаимоотношений студентов и их родителей

Тип финансовых взаимоотношений студентов и их родителей

Ежемесячные расходы

Ежемесячная зарплата

Живет вместе с родителями, у них общее хозяйство

2547

2117

Родители оказывают регулярную помощь

2625

3125

Родители оказывают разовую помощь

3800

2900

Живет за счет того, что зарабатывает

5500

2125

 

Доходы превышают расходы у студентов только в том случае, когда родители оказывают им регулярную помощь. Во всех иных случаях студентам приходится иметь несколько источников получения денег.

Таким образом, к 5 курсу студенты становятся в большей степени финансово независимыми, что отражается как в удалении от родительской семьи, так и в учете полных расходов на свое содержание. Однако даже работающие студенты не покрывают зарплатой свои расходы, им приходится искать дополнительные финансовые источники.

Кроме того, проведенное исследование выявило еще одну закономерность. Опыт работы у студентов во время обучения существенно снижает ожидания относительно оплаты труда по окончании вуза. Работающие студенты предполагают, что будут получать среднюю заработную плату, характерную для выпускников специальностей, указанных выше. Студенты, не работающие во время обучения, имеют значительно более высокие зарплатные ожидания, при чем они ожидают, что их оплата труда будет почти в 1,5 раза выше, чем в среднем на рынке труда. Не трудно предположить, что такие явно неадекватные ожидания будут препятствовать эффективной адаптации молодых специалистов на рынке труда.

Данные результаты показывают необходимость работы со студентами в плане активного привлечения во время практики на оплачиваемые места работы. Кроме того, необходимо наладить общение между студентами и выпускниками, чтобы была возможность знакомства с реальным опытом работы и положением на рынке труда.

Hosted by uCoz