на главную страницу

к началу раздела

 

Теории личности: познание человека. 3-е изд. / С. Клонингер. СПб.: Питер, 2003. 720 с. - С. 557-560

 

Измерение и исследование самоактуализации

Маслоу не слишком старался разработать инструменты измерения, предпочитая в основном вести более целостные наблюдения за людьми в соответствии с его концепцией рецептивного, или даоского, научного метода. Однако он сотрудничал со своей женой в разработке Арт-Теста Маслоу “для проверки холистического восприятия и интуиции путем тестирования способности определять стиль художника” (Maslow, 1966). Эта способность, которую, вероятно, можно описать как интуитивный когнитивный стиль, не обязательно улучшается подготовкой в сфере искусств, а иногда может даже ослаблена ею. Маслоу ценил измерявшуюся в тесте рецептивную способность и полагал, что она, в сочетании с умением мыслить абстрактными, номотетическими понятиями традиционной науки, могла бы позволить психологам разработать новый подход, который он рисовал в своем воображении.

Маслоу (Maslow, 1968b) сознавал, что его идеи пребывали на ранних стадиях научной валидизации. Он признавал, что его труды “полны утверждений, которые основаны на пилотных исследованиях, отрывочных свидетельствах, личном наблюдении, теоретической дедукции и голой интуиции... Это гипотезы, то есть то, что подлежит проверке, а не истины в последней инстанции”. Другие ученые подкрепили эти идеи следующим логическим шагом. Ключевое понятие в теории Маслоу — самоактуализация. Если Маслоу исследовал этот конструкт в наблюдениях, а не через формальные измерения, то другие попытались оценить самоактуализацию при помощи опросника.

Опросник личностной ориентации

Опросник личностной ориентации (POI) (Shostrom, 1964) представляет собой опросник из 150 утверждений альтернативного выбора, который содержит две главные шкалы, выведенные из теории Маслоу. По шкале Направленности на себя измеряется степень, в которой субъект обеспечивает поддержку себе самому (по контрасту с обращенностью к другим). Шкала Компетентности во времени показывает степень, в которой субъект живет в настоящем. Кроме этого, имеются субшкалы для измерения ценностей самоактуализации, экзистенциальности, эмоциональной реактивности, спонтанности, заботы о собственных интересах, самопринятия, природы людей, синергии, принятия агрессии и способности к близм отношениям.

Эверетт Шостром (Shostrom, 1964) описывал, что в его опроснике проводил разграничение между группами, признанными клиницистами как самоактуализирующиеся и несамоактуализирующиеся, и что в процессе психотерапии лров шли значительные изменения в итоговых баллах. В ряде работ POI получил подтверждение через ключевое групповое исследование: группы, считавшиеся бой самоактуализирующимися, продемонстрировали более высокие показатели, чем те, кто расценивались как менее самоактуализирующиеся. Например, баллы терапевтических больных были выше баллов алкоголиков, баллы которых были вьи баллов шизофреников (Murphy, DeWoIfe & Mozdzierz, 1984). При синтезе данных многих исследований, проведенных в различных группах, метаанализ подтверждает прогноз, согласно которому группы, считавшиеся более самоактуализирующимися, изменяются в соответствии с результатами обследования по POI (Hattie & Cooksey, 1984). Группы, прошедшие подготовку (консультанты) или имевшие опыт групп встреч, в целом продемонстрировали более высокие показатели, нежели беспорядочно выбранные взрослые, а смешанные группы в целом набирали более низкие баллы.

Исследователи часто использовали Опросник личностной ориентации в качестве ключевого мерила психического здоровья. Показатели повышаются в результате терапевтических вмешательств, включая группы центрированного на клиентах тренинга для студентов-консультантов (Elizabeth, 1983); изучение гештальт-терапии на постоянной основе как противоположное сжатому летнему курсу, который был не столь успешным (Peterson-Cooney, 1987); тренинг нейролингивистического программирования (Duncan, Konefal & Spechler, 1990); медитацию (Delmonte, 1984); литературу по психологической самопомощи (Forest, 1987); и физические упражнения (Gondola & Tuckman, 1985). Однако возрастание баллов обнаруживается не всегда (Giltinan, 1990).

Опросник личностной ориентации позитивно коррелирует с другими показателями психического здоровья, включая Тест на выносливость (Campbell, Amerikal Swank & Vincent, 1989), сложность концептуальных структур (Hageseth & Schiri 1982), креативность (Yonge, 1975) и уверенность в себе (Ramanaiah, Heerboll Jinkerson, 1985). Есть некоторые свидетельства в пользу того, что самоактуализация по POI коррелирует с большей духовностью, измеренной в письменном тесте (Tloczynski, Knoll & Fitch, 1997). Те лица из брачных пар, которые набрали более высокие баллы, сообщают также о большем удовольствии от секса (МсСаnn & Biaggio, 1989). Была разработана краткая версия Опросника личностной ориетации, состоящая всего из 15 пунктов (Jones & Crandall, 1986), равно как и другие показатели самоактуализации (например, Buckmaster & Davis, 1985; Sumerlin & Bundrick, 1996,1998), но ни один из них не используется так широко, как POI.

Препятствия к самоактуализации

Если самоактуализация — это врожденный потенциал, то почему он не развивается у всех? Человеческие существа постоянно сталкиваются с ситуациями, в которых должны выбирать между ростом и безопасностью. Выбор безопасности взывает к себе, но только выбор роста приближает нас к самоактуализации. Если мы думаем не об опасностях роста, а о позитивных влечениях и о возможной скуке вместо социального одобрения того, что представляется безопасным выбором, то наши выборы чаще будут продвигать нас в направлении самоактуализации. Родители, чтобы побудить детей к такому выбору, должны иметь мудрость избегать как гиперопеки (которая ориентирует детей к безопасности), так и чрезмерного одобрения (которое фокусирует ребенка на чужом мнении вместо собственного переживания). Когда все вдет хорошо, ребенок открывает, что выбор роста предлагает развлечение, а выбор безопасности приводит к скуке. В обстоятельствах не столь идеальных выбор роста кажется опасным, а выбор безопасности сулит одобрение (рис. 14.2).

Этот постулат подтверждается исследованием, которое сообщает о более низких уровнях подверженности скуке по шкале самоотчета среди студентов с высокими показателями Краткого индекса самоактуализации (McLeod & Vodanovich, 1991).

Помимо этой внутрипсихической тяги к самоактуализации есть и другие причины, по которым самоактуализация встречается не часто. Потребности высшего порядка развиваются лишь тогда, когда благоприятные внешние условия (такие, как адекватное питание и жилье) позволяют удовлетворить более ранние потребности. Кроме того, потребности высшего порядка слабее потребностей низшего порядка, поэтому им приходится соперничать с ними.

Внешние силы могут затмить наши внутренние мотивации с большей легкостью, чем мотивации у животных.

У людей больше нет инстинктов в животном смысле — могущественных, безошибочных внутренних голосов, которые недвусмысленно подсказывают, что, когда, где, как к с кем делать. Все, что у нас осталось, это пережитки инстинктов. И сверх того: они слабы, тонки и неуловимы; их очень легко вытеснить научением, культурными тре^ бованиями, страхом, неодобрением (Maslow, 19б8Ь).

Чтобы подчеркнуть слабость людских инстинктов, Маслоу (Maslow, 1955) снабдил их окончанием -оид, назвав иистинктоидами. Слабость высших инсти тоидных импульсов означает, что порой они оказываются неадекватными и ни дут нас к полноценной самоактуализации.

Кроме того, люди порой обладают комплексом Ионы, что означает их убежд ность в невозможности сделать нечто очень важное и, таким образом, устране! от полноценной реализации своего потенциала. Маслоу (Maslow, 1976) ynpej своих учеников за отсутствие в них стремления сделать важный вклад в разви сфер их деятельности. Он спрашивал их: “Если не вы, то кто?” Он предупреждал, что крах устремления к высшему потенциалу, самоактуализации, оставит их глубоко несчастными.

Практическое применение и выводы из теории Маслоу.

Поскольку теоретические построения Маслоу имели целью улучшение услов человеческого существования, постольку справедливо, что его идеи нашли прю нение в различных областях. Взятые вместе, эти пути применения являются частью движения за человеческий потенциал, которое стремится улучшить жизнь людей, стимулируя развитие индивидов до полной реализации их потенциала при помощи специальных центров тренинга и трансформацию социальных институй типа мест занятости и школ.

Терапия

В пределах психологии из теории Маслоу следуют выводы для психотерапии. С гласно Маслоу, многие люди обращаются за психотерапевтической помощью Я за неудовлетворенности их потребности в любви и принадлежности. Терапевта ский прогресс требует удовлетворения этих потребностей. Маслоу считал, й терапевтический подход должен учитывать данного конкретного пациента. Тяя лым невротикам мог бы помочь традиционный фрейдистский подход. Более здоровым индивидам могли бы больше подойти групповая психотерапия и груш встреч.

Центры развития

Идеи Маслоу используются в центрах развития, занятых развитием человечесю го потенциала. Самым известным является Институт Исален в Биг-Шур (Калифорния). В этих центрах человеческий потенциал повышается, благодаря групповым переживаниям наряду с изменением стиля жизни, часто предполагающим совместное проживание.

Рабочее место

Иерархия потребностей Маслоу стала главной концепцией для индустриалЫ организационных психологов (Massank, 1992). Те, кто помогает людям выбра карьеру, могут консультировать эффективнее и даже их помощь людям становится в процессе этого более действенной, если они учтут уровень иерархии потребностей, на котором находятся клиенты (Sackett, 1998). Рабочее место — главная арена для развития самоактуализации, а работники оказываются более эффективными, когда функционируют на уровне высших потребностей.

В 1962 году Маслоу был внештатным сотрудником калифорнийской корпорации Non-Linear Systems, занимавшейся высокими технологиями. Он обнаружил, что самоактуализирующиеся менеджеры установили с подчиненными позитивные, поддерживающие межличностные отношения, а их деятельность была более продуктивной и творческой. К сожалению, многие менеджеры не являются самоактуализирующимся, но мотивируются невротическими потребностями во власти. Задача бизнеса — укомплектовать административные должности наиболее высоко развитыми индивидами, несмотря на тот факт, что самоактуализирующиеся люди могут не слишком интересоваться этими постами (Schott, 1992).

Рекламное дело

Стремясь продать товары или услуги, рекламные деятели подают свои сообщения так, чтобы привлечь потенциальных заказчиков. Иерархия потребностей Маслоу обеспечивает структурную основу, позволяющую достучаться до возможных потребителей (Kahle & Chiagouris, 1997). Многие товары можно рассматривать с различных уровней потребностей. Продукты, например, удовлетворяют физиологические потребности, но также затрагивают потребности самоуважения, как признала моя приятельница, беря в магазине консервированные грибы более изысканной марки вместо ножек и шляпок, которые стоили дешевле, но были такими же питательными.

Религия

Маслоу обстоятельно размышлял над вопросами религии, сравнивая ценности, выведенные из его теории, с религиозными традициями. При схожести их заботы об исцелении и росте, самоактуализация и духовность понятия не взаимозаменяемые (Benjamin & Looby, 1998; DeHoff, 1998). Те клинические и консультирующие психологи, разделяющие христианские верования, обычно предпочитают в терапии другие (когнитивно-бихевиоральные) направления гуманистическим или экзистенциальным подходам, которым, в свою очередь, отдают предпочтение те, кто больше склонен к мистицизму и восточным религиям (Bilgrave & Deluty, 1998) Религиозные традиции, оказавшие наибольшее влияние на гуманизм и экзистенциализм, по сути мистические (Martinez, 1998). Как неоднократно показывала история, религия зачастую оказвалась инициатором преследований всех, кто находился вне их группы, хотя ей не следовало выступать в такой форме (Bums & Tarpley, 1998). В религии, как и в других сферах, Маслоу решительно выступал против догматических взглядов. Он интерпретировал переживания религиозных пророков как вершинные переживания. Такие мгновения порождают важные откровения, полезные не только для индивида, но и для человечества вообще. Задача религии — передавать эти откровения своим приверженцам. К сожалению, часто случается так, что узаконенные религии привлекают лиц, не способных подняться к вершинам, передать пророческие переживания и заменяющих прозрение догма.

на главную страницу

к началу раздела

Hosted by uCoz